В Нижнем Новгороде прошел фестиваль «Современная музыка»: Шостакович, Мейерхольд, Шнитке»

В Нижнем Новгороде прошел фестиваль «Современная музыка»: Шостакович, Мейерхольд, Шнитке»

В Нижнем Новгороде прошел фестиваль «Современная музыка»: Шостакович, Мейерхольд, Шнитке». Он продлился с 23 августа по первое сентября в оперном театре и Концертном пакгаузе, а также в Арсенале, причем в иные дни доходило до трех концертов! 

Успеть на все было физически невозможно, но благодаря организации трансляций многие уникальные программы оказались доступны для меломанов со всего мира. Публики было много, и подготовленной – не иначе, сказался культурный опыт горьковских фестивалей современной музыки и фестивалей искусств имени Сахарова, в течение многих лет организовывавшихся горьковской\нижегородской филармо­нией. 

Главной темой фестиваля стала музыка композиторов ХХ века. Вспомним некоторые, особенно яркие моменты.

Поговорим о вечном.

Слово «сатьяграха» переводится с санскрита как «упорство в истине», а еще это название оперы Филипа Гласса. Поныне здравствующий классик минимализма написал ее в 1979 году, а практически ровно десять лет назад, в сентябре 2014 года оперу поставили в Екатеринбурге. Спектакль собрал массу восторженных отзывов и получил несколько престижных премий, в том числе «Золотую маску» и премию Casta Diva в номинации «Событие года». «Сатьяграха» в исполнении коллектива «Урал Опера Балет» стала открытием нижегородского фестиваля и, что неудивительно, вызвала разнообразную зрительскую реакцию. 

Это большой трехактный спектакль, написанный на тексты «Бхагавадгиты», исполняемый на санскрите и отличающийся особой музыкальной драматургией. В отличие от многих спектаклей, где действие стремится вперед, развиваясь во времени, здесь неспешно распускается, подобно лотосу, вневременной космос. Как говорится в одном из популярных голливудских фильмов, «время не имеет значения, важна только жизнь». Атмосфера преодолевает условную стену и в лице хора перебирается в зрительный зал. 

Центральная действующая фигура оперы – Махатма Ганди. Также задействованы боги и англичане, а еще Лев Толстой, Рабиндранат Тагор и Мартин Лютер Кинг – исторические фигуры, воплотившие идею сатьяграхи. Мелодичная, с известной долей монотонности и мнимого однообразия музыка вкупе с философскими текстами вводят слушателя в состояние медитации, так что происходящее на сцене воспринимается не как просмотр действа, но как погружение в особый, вечный мир.  

Оркестр уходит и приходит.

На следующий день на оперную сцену вышел Российский национальный молодежный симфонический оркестр под управлением Федора Леднева с программой «Шнитке в Горьком – реконструкция исторической премьеры». Имелась в виду мировая премьера Первой симфонии Альфреда Шнитке, которая состоялась девятого февраля 1974 года в Горьком, в филармонии, под управлением Геннадия Рождественского. Тогда по желанию Альфреда Гарриевича в первом отделении концерта неслучайно была исполнена «Прощальная» симфония Гайдна. Во-первых, в симфонии Шнитке использованы гайдновские цитаты. Во-вторых, окончание «Прощальной» и начало Первой образуют драматургическую рифму. Как известно, Гайдн сделал в своей симфонии особенный финал: музыканты по очереди складывают инструменты и уходят со сцены, так что последние звуки доигрывает концертмейстер скрипок. У Шнитке обратная ситуация: в начале первой части оркестранты выбегают на сцену, занимая свои места и начиная настраиваться, создавая тем самым истинный хаос или, иначе говоря, алеаторическое интро. После классической симфонии слушателей огорошили «антисимфонией» – такое определение жанра для своего детища придумал сам Шнитке. 

Как вспоминал Геннадий Рождественский, «Первую симфонию… я сыграл в городе Горьком, поскольку руководители филармоний Москвы и Ленинграда тогда отказались это сделать... Там был ажиотаж совершенно невероятный... Туда люди приезжали из Москвы на автомобилях на репетиции и на концерты. А когда состоялось исполнение, появились две рецензии. Одна панегирическая, вторая – ругательная. Одна – что перед нами гений, другая – что его посадить бы не мешало».

Осторожно: высокое напряжение!

«Сила тока» – это концерт из проекта «Баян.ру. От фольклора до авангарда». В этой программе на сцене Концертного пакгауза прозвучали электроакустические композиции для баяна и ансамбля, 

написанные уже в третьем тысячелетии. В исполнении приняли участие видные нижегородские и московские музыканты, представившие свежий, новый акустический мир: шумный, яркий, резкий, темброво непривычный и интригующий. Корреспондент «НН» обратилась за пояснениями к одному из солистов – лауреату международных конкурсов, заведующему отделением народных инструментов нижегородской консерватории баянисту Венедикту Пеунову.  

– Венедикт, современная музыка не всем ложится на слух одинаково гармонично, и ко второму отделению зрителей стало меньше. Удивляет ли вас это? Не было ли обидно?

– Я не удивлен и тем более не обижен. Мы играем музыку, которая не всем понятна, не всем доступна, и нет ничего криминального в том, что кто-то ушел. Впрочем, большая часть публики осталась не только на второе отделение, но и  на третье – я имею в виду  творческую встречу с руководителем Центра электроакустической музыки Московской консерватории композитором Николаем Поповым. Были интересные вопросы, любопытные обсуждения. Те, кто заинтересовался и хотел узнать что-то новое, сполна получили желаемое.

– Какое из произведений вызвало наибольшие сложности и почему?

– Неизменно вызывает некоторые технические сложности произведение, которым мы открывали концерт, «Новая пьеса» Алексея Наджарова. Прежде всего, там сложная партия электроники; это электроника life, то есть прямо во время концерта она считывает движения исполнителя на видео и звуки баяна в аудио, и тут же в реальном времени, прогоняя данные через специальную программу, дает очень крутой эффект творения «здесь и сейчас». Исполнитель, зная особенность каждого раздела и представляя, как электроника поведет себя в той или иной ситуации, может по-своему регулировать музыкальный материал. И именно этой пьесе на саундчеке мы уделяем наибольшее количество времени.

– А какое произведение из исполненных вам нравится больше всего?

– Le magnolia – сочинение японского композитора Хибики Мукаи для баяна, виолончели и электроники. Оно привлекло меня своей тонкой восточной детализированностью, сбалансированностью звучания. Вообще, это очень личная история: центральный образ пьесы – цветок магнолии, ассоциирующийся у композитора с его почившей матерью.

Молодые и счастливые бунтари.

По инициативе Алексея Трифонова в Концертном пакгаузе открылась и работает до 23 сентября выставка «Фестиваль «Современная музыка» в Горьком. 1962-1989». 

Экспозиция посвящена главным сезонам фестиваля современной музыки – это 1962, 1964 и 1989 годы, а также мировой премьере Первой симфонии Шнитке в 1974 году. Удивительно и трогательно видеть живых, относительно молодых классиков и профессуру горьковской консерватории, сплотившихся в общем порыве счастливого, свободного творчества. 

Помимо фотоснимков представлены также живые документальные свидетельства участников и очевидцев фестиваля.

Напомним в 1962 году по инициативе Мстислава Ростроповича, главного дирижера симфонического оркестра Горьковской филармонии Израиля Гусмана и директора Горьковской филармонии Геннадия Никитина, при активной поддержке Дмитрия Шостаковича и главного дирижера оркестра Московской филармонии Кирилла Кондрашина впервые в Советском Союзе был проведен фестиваль современной музыки, ничем не уступавший лучшим мировым форумам.

В 60-80-е годы ХХ века в закрытом городе Горьком звучали новые сочинения современных советских и зарубежных композиторов. В Горьковской филармонии решались исполнить то, что нельзя было сыграть в столицах – музыку, долгое время находившуюся под негласным запретом.

Именно в Горьком впервые в жизни дирижировали Шостакович и Ростропович, именно здесь прошли единственный прижизненный монографический фестиваль Шостаковича в СССР и первый в мире фестиваль, целиком посвященный творчеству Шнитке.

Фестиваль проводился при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры РФ, правительства Нижегородской области.

Автор идеи и художественный руководитель фестиваля – художественный руководитель нижегородского театра оперы и балета Алексей Трифонов.

Мария Федотова. Фото vk.com/operann.

Следите за нашими новостями в удобном формате