Смартфон на уроке вне закона. Ответственность за исполнение этой нормы несут родители

Смартфон на уроке вне закона. Ответственность за исполнение этой нормы несут родители

В региональном министерстве образования напоминают, что с этого учебного года на уроках нельзя будет пользоваться мобильными телефонами. Эта новая норма закреплена федеральным законодательством. Впрочем, данный запрет и ранее действовал в ряде школ региона.

В закон «Об образовании» внесена поправка, согласно которой смартфоны запрещено использовать в учебном процессе. Исключения – угроза жизни и здоровью. Во вне­урочное время – на переменах, на пути в школу и из нее – доступ учащегося к телефону никак не ограничивается. 

Важно – запрет не касается школьных компьютеров, ноутбуков, интерактивных досок, телевизоров и девайсов людей с ограниченными возможностями здоровья. Например, есть дети, которые с помощью телефона следят за уровнем глюкозы в крови. Если телефон нужен по состоянию здоровья, то он не может изыматься. Такая норма действует во время государственной итоговой аттестации, для таких детей 

прописан особый режим проведения экзаменов и, конечно же, телефон, если он необходим в случаях, связанных со здоровьем, может использоваться, – разъяснил министр образования региона Михаил Пучков. 

Этот запрет не новый. Еще в 2020 году Министерство образования и науки направляло методические рекомендации в муниципалитеты с указанием рассмотреть включение во внутренние правила образовательных организаций изменение подхода к использованию мобильного телефона. Родители знают, что детям звонить во время уроков нельзя. Но в случае крайней необходимости, можно позвонить или написать классному руководителю.

Есть дети, у которых телефон во время урока лежит в портфеле, и это им не мешает. Но для многих подростков смартфон – это непреодолимый соблазн. Не случайно в большинстве школ действует требование в начале урока сдавать телефон. Однако есть подростки, которые категорически отказываются это делать, а есть ребята, которые с легкостью этот запрет обходят – приносят два телефона, один смартфон сдают, а другой оставляют себе. 

Продвинутые школьники ссылаются на то, что статья 209 Гражданского кодекса и Конституция РФ защищают право собственника владеть своим имуществом, и поэтому отбирать мобильные телефоны у школьников учителя не вправе, это нарушение прав учащихся.

– Телефон может быть у ребенка во время урока, но он не должен быть у него в руках. Невозможно себе представить конструктивную ситуацию, что школьник одновременно учился и отвлекался на телефон. 

За поведение ребенка отвечают родители. Если учитель сделал одно, второе, третье замечание, а ученик не реагирует, то необходимо связаться с его родителями и довести до них эту ситуацию. 

Раз ребенок зачислен в школу, родителями написано заявление, это говорит о том, что семья согласна следовать внутреннему распорядку школы. Есть устав образовательной организации, где прописаны определенные нормы поведения. Есть права и есть обязанности ученика. Если учащийся не выполняет свои обязанности, то ответственность за это лежит на родителях, – разъясняет министр Михаил Пучков. 

За нарушение правил организации возможны санкции. Например, постановка на внутренний учет в школе. 

Школа родителей.

Психолог, ведущий передачи «Только для взрослых» на детском радио Александр Колмановский дал такой совет родителям. 

– Взрослые, пытаясь ограничить пребывание ребенка в сети, часто говорят: рано тебе вести свой блог, иметь свой канал, страницу в соцсетях… Но данный аргумент несостоятелен. Ребенку непонятно, почему взрослому можно, а ему это же делать нельзя. А что действительно плохого в том, что ребенок ведет блог? Чтобы объяснить это понятно ребенку, родители должны сначала себе объяснить, что в этом плохого. Расскажите ребенку о том, что есть блогеры, которые делятся своим опытом, мнением. Многие же ведут блог для того, чтобы стать популярными в интернет-пространстве и прославиться. Родителям стоит показать, что есть разные блогеры и спросить ребенка, для чего он хочет вести блог? Если сын или дочь знают ответ на этот вопрос, понимают, чем они будут делиться, то стоит разрешить ребенку это попробовать, – считает Александр Колмановский. 

Важно!

Руководитель центра ментального здоровья ПИМУ Оксана Баландина на ежегодном педагогическом форуме «Семья и школа: формула позитивных перемен» напомнила признаки патологического использования компьютера, смартфона: 

1. Пропуск пищи или нерегулярное питание.

2.Игнорирование физиологических потребностей. 

3. Пренебрежение личной гигиеной.

4. Постоянная тяга проверки почты/сообщений в мессенджерах.

5. Невозможность или нежелание контролировать время, проведенное за компьютером/смартфоном.

6.Увеличение времени, проведенного за компьютером/смартфоном.

7. Пренебрежение родными, учебой/работой, обязанностями.

8. Нарушение сна.

9.Чувство опустошенности, апатия, раздражение вне проведения времени за компьютером/смартфоном. 

Проблема.

Молодежи угрожает цифровая амнезия.

Американские и китайские университеты в 2023 году проводили исследование, которое показало, что бесконечное листание новостной ленты в телефоне ведет к депрессии. У детей появляется тревожное состояние, снижается концентрация. Но главная опасность в том, что дети привыкают к тому, что не нужно ничего запоминать.

«В телефоне можно быстро найти любую информацию, но она очень быстро забывается. Когда ребенок сам ее добывает, то его знания прочнее», – поэтому запрет использовать мобильные на уроке директор Анкудиновской средней школы Наталья Мазуревич считает позитивным. 

О цифровой амнезии, как об обратной медали внедрения современных технологий, на конференции «Цифровая индустрия промышленной России» говорил и вице-президент по стратегии и инновациям МТС Евгений Черешнев.

– Современные люди привыкают к тому, что ничего не надо запоминать. Поколение, заставшее жизнь без интернета, помнит формулы, даты, потому что в школе нас это заставляли зубрить. Что хорошего в заучивании наизусть? Представим, что на всей планете вырубилось электричество, смартфоны перестали работать… В этой ситуации цивилизацию придется отстраивать заново. Справится ли с этим современное поколение молодых людей? Я со своими детьми проводил такой эксперимент, выключал роутер, и показывал им, насколько они мало знают, когда нет возможности «гуглить». Цифровая амнезия неизбежна, но я убежден, что нужно показывать детям возможные ее последствия. Ребенок должен в голове иметь некую базу, которая ему поможет выжить, – убежден Евгений Черешнев. 

Еще одна проблема, когда дети начинают пользоваться интернет-сервисами, то им тоже начинают активно рекомендовать и навязывать различные товары. 

Маркетинговые воронки строятся с момента, когда человек просто прикасается к кнопке. Ему начинают предлагать то, что надо продать. Это, увы, не те рекомендации, которые нужны детям. Предлагают не книгу «Физика для детей», где простыми словами объясняется, почему небо синее, а солнце желтое, детям навязывают «подпишись», «купи», «попроси родителей купить», дают четкую инструкцию. 

Я убежден, что надо полностью пересматривать то, что является маркетингом. Надо запрещать рекламировать для детей, что бы то ни было, – считает Черешнев. 

Еще одна опасность в сети, это нежелательный контент. Во многих соцсетях нельзя зарегистрироваться до определенного возраста, однако, несмотря на это, есть масса детских страниц и блогов. 

– В нашей социальной сети нельзя выбрать год рождения для ребенка младше 14 лет. Контент с пометкой 18+ недоступен для несовершеннолетних. Это реализовано автоматически в социальной сети «ВКонтакте». Но мы же понимаем, насколько пытлив ум у наших детей, и то, как виртуозно они могут эти преграды обходить. В этом вопросе ответственность во многом лежит на нашей компании, мы понимаем, что важно детей оградить от нежелательного для них контента. Но с другой стороны родителям тоже стоит контролировать детей в сети – убедиться, что у их чад правильно оформлен профиль, какая дата рождения там указана, – рассказал директор по работе с вузами, представитель сети VK Георгий Щелканов. 

Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате