АНО «АСИРИС» запущен интернет-ресурс какзвучитнаследие.рф. Сайт посвящен деревянному зодчеству региона, а именно наличникам. В основном представлена деревянная резьба нижегородских Заповедных кварталов, но есть и наличники из других городов области: Лыскова, Городца, Арзамаса.
В центре внимания исследователей – употребительные резные символы: фараон и фараонка, лев, птицы, росток, дождь, поле, солнце и прочие. Символ вырисован отдельно и представлен в живом контексте, причем фото можно увеличивать и рассматривать во всех подробностях. Но как оказалось, их можно не только увидеть, но и услышать – нижегородский композитор Анна Лутошкина (Technomother) написала трек, в котором отразила мотивы звучания символов резных наличников.
Вообще, эта история началась с проекта «Как звучит наследие?», созданного АНО «АСИРИС» и командой Заповедных кварталов специально для Всемирного фестиваля молодежи, который прошел в марте текущего года в Сочи. Там же были представлены этноборды, разработанные дизайнером Рустамом Усмановым совместно с «АСИРИС» – скейтборды, украшенные традиционной деревянной резьбой. После ВФМ стенд отправился в Москву на выставку MITT-2024, далее в Минск – на 26-ю Международную выставку-ярмарку туристских услуг «Отдых 2024», а потом в московский парк «Зарядье» на фестиваль «Дни регионов». Теперь увидеть и услышать наши наличники может любой желающий в любой точке мира.
Наличники озвучены свежо и колоритно: поскрипывают старой древесиной, посвистывают легким ветерком, очень симпатично поют «народными» женскими голосами... Правда, сложно утверждать, что конкретные символы звучат именно так, а не иначе. Это вам не баховская риторика! Но аудиотреки, бесспорно, создают удивительную атмосферу этнической старины, гармонирующей с фотографиями нашей драгоценной корабельной резьбы.
Анна Лутошкина – выпускница нижегородской консерватории, она известна, в частности, своим участием в знаковых проектах современного искусства и театра.
– Моей задачей было создать некий звук, который будет погружать в ощущение, в атмосферу, – рассказала она корреспонденту «НН». – Примененный метод написания такой музыки базируется на работе с сэмплами. В данном случае сначала была собрана исходная папка музыкальных фрагментов, которые, на мой взгляд, отвечали предстоящей задаче по своему звучанию и вызываемому состоянию. Затем из этих фрагментов собирался общий трек. Благодаря обработке звука появлялись такие характерные краски, как шуршание ветра или пение птиц. В работе помогла моя мама Юлия Лутошкина, солистка чебоксарского ансамбля «Фолк-репка»: по моей просьбе она записала несколько фрагментов.
Мария Федотова. Фото АНО «АСИРИС».