Театры из разных городов на нескольких площадках демонстрировали свои лучшие постановки. Мы побывали на нескольких показах, чтобы лучше узнать, что представляет собой современный театр.
Открыл четырехдневный марафон знаменитый «Маленький принц» в исполнении художественного руководителя фестиваля, народного артиста России Сергея Безрукова. «Сказки с оркестром» – довольно популярный концертный жанр. За последние десятилетия его активно используют многие известные артисты. Это хороший способ познакомить детей, а подчас и их родителей, с классическими произведениями. А в нашем случае – с высоким образцом романтической литературы. Сочинения французских композиторов-импрессионистов в исполнении оркестра Московского Губернского театра гармонично дополнили спектакль.
Конечно, в зале был аншлаг. На любимого актера, которого многие считают «нашим» (по лысковской родне семьи Безруковых), нижегородцы пришли посмотреть как на приехавшего в гости соседа и друга, с самыми теплыми ожиданиями. И виновник события никого не разочаровал. Мы присутствовали на бенефисе, в театре одного актера, который словно вспоминал себя в детстве, увлеченный фантазией автора, но ни на минуту не забывал о своем возрасте. Он активно взаимодействовал с публикой, откуда по его приглашению ненадолго выходили на сцену дети, а флейтистка в оркестре сыграла капризную Розу. Оставшееся легкое, пронзительное ощущение чуда растворилось в воздухе, задав настроение следующим выступлениям.
Путь к счастью.
Эстафету принял Тверской ТЮЗ. На сцене театра драмы имени М. Горького ожили персонажи пьесы «Пигмалион», да и самому драматургу Бернарду Шоу нашлось место. Полковник Пикеринг (Александр Евдокимов), появляясь вкраплениями в основном действе, цитировал остроумные авторские ремарки, чем сделал это произведение более объемным и драматичным.
Довольно неожиданно прозвучала музыка современного композитора Евгения Гришкова-Эсперова в театральных зонгах. Если зрители по привычке ждали легкий мюзикл со счастливым финалом, то этот спектакль-размышление оставил их наедине с непростыми выводами о роли женщины в обществе и ее окружении.
Постановка режиссера Наталии Лапиной сделана с уважением к музыкантам «Титаника». Они продолжали играть до последнего на палубе тонущего корабля, подобно артистам, чья профессия призвана успокаивать души даже в самые тяжелые времена. Между тем на сцене происходила условная «игра в Англию», а рисунок ролей главных действующих лиц имел мало общего в эмоциональные моменты с английской воспитанностью. С музыкальной составляющей тверские актеры справились в силу возможностей. Но все искупил отличный юмор, переклички тем с нашим временем и ансамблевая сыгранность труппы театра.
Новая жизнь «хрестоматии».
В афише фестиваля было немало спектаклей для малышей, однако часть дневных и вечерних показов предназначалась для зрителей чуть постарше. «Каштанка» Севастопольского ТЮЗа удивила свежим прочтением хрестоматийного произведения. Постановка наполнена музыкой, театральными спецэффектами, немалым числом условностей и визуальным символизмом.
Пожалуй, всем знакома история дворняги с обретением сытой жизни у другого хозяина – циркового артиста и последующим возвращением в семью, где с ней обращались отнюдь не лучшим образом. Создатели спектакля предложили поразмышлять: почему это произошло? Собачья преданность, сродни рабской зависимости, наивная вера в доброту человека, а еще погружение в искусство через монотонные репетиции – в новой жизни. Каштанка выбрала голодную свободу, хотя приобретенный опыт пробудил в ее сердце гораздо большее – любовь к творчеству.
Право имеет?
Музыкальный спектакль московского «Рэп-театра» предложил посмотреть на роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» современным взглядом. Восемь артистов перевоплощались в разных персонажей, зачитывали монологи под жесткий бит и двигались с элементами хип-хопа. Практически без реквизита, при минимуме декораций, но с прекрасной работой света, на сцене нижегородского ТЮЗа раскрылась история студента Раскольникова.
Почему Родион убил процентщицу и ее сестру? Что привело его к такому решению? Как общество и его окружение отнеслись к такому поступку? Сложный выбор героев и искупление страданием – темы вовсе не позапрошлого века, но современности. Даже в сокращенном варианте изложения они вызвали понимание и долгую овацию зала. Финальная песня о чтении настоящей литературы прозвучала манифестом думающих молодых людей.
Фестиваль выполнил свою задачу: познакомил нижегородцев с яркой театральной палитрой страны. Будем надеяться, что со многими коллективами мы еще не раз встретимся на гастролях – начало положено!
Ольга Плаксунова. Фото Александра Воложанина.