Эту популярную пьесу часто ставят в нашей стране, правда, в несколько смягченном варианте, и многим известна недавняя музыкальная экранизация. Но для тех, кто знает развязку, важно не про что, а как будет обыграно то или иное событие.
Французский ироничный детектив, в котором каждая роль, как небольшой бенефис, помог раскрыть острохарактерные таланты нижегородских актрис. Мастера сцены и те, кто только первый год служит в театре, в предложенных автором Робером Тома и режиссером Андреем Ярлыковым гротескных образах – полноправные участницы родственного расследования. Действие разворачивается в заметенном снегом доме, накануне Рождества, по классике жанра отрезанном от цивилизации, где, словно растения в оранжерее, обитают героини. Все они – хищные цветы, паразиты, живущие за счет других.
Два часа зритель следит за подробным, довольно запутанным развитием сюжета и вместе с ними ищет ответ: кто же убил главу семейства – хозяина респектабельного, но не слишком приятного дома. Немало «скелетов из шкафа» и «грязного белья» вывалится на общее обозрение – здесь каждая женщина что-то скрывает и выдает себя не за ту, кем является на самом деле. Чем дальше заходит утомительное следствие, тем чаще хочется попросить их замолчать, дабы сохранить веру в порядочность людей. Однако не для того они собрались, и к финалу страсти обостряются настолько, что у большинства персонажей сдают нервы.
В традициях французских комедий, взаимодействуют дамы на повышенных тонах, сменяемых временным затишьем. Интригующая ситуация усугубляет их поведение, создавая комический эффект, а характеры имеют нарочито яркую экспрессию.
Втихомолку пьющая Бабушка (Ольга Удалова) сидит в инвалидном кресле, которое ей вовсе не нужно. Ее незамужняя дочь, неудачница, объект для насмешек, карикатурная поклонница любовных романов – Огюстина (Надежда Ковалева). Другая дочь, ее противоположность, удачно вышедшая замуж за хозяина дома – Габи (Марина Вязьмина). Словно их отражение в молодости: старшая внучка – студентка, вернувшаяся из Англии – Сюзон (Алина Гобярите), и младшая, 17-летний ребенок, судя по поведению, – Катрин (Мария Коваленко). А также служанки: опытная Шанель (Ольга Бубнова) и авантюрная Луиза (Полина Лобода), и еще эффектная сестра главы семьи, бывшая стриптизерша – Пьеретта (Мария Кром).
Художник-постановщик Валентина Гарина и художник по костюмам Екатерина Филаретова, хорошо известные нижегородским зрителям по работам в театре «Преображение», на сцене «Комедiи» создали визуально пестрый ансамбль яркого букета, где цветовая палитра на сцене максимально контрастирует между собой. Сконцентрировать внимание публики помогает поистине инфернальная часть декорации – красные двери, на возвышении, ведущие в спальню отца. Его, безмолвного наблюдателя, мы так и не увидим, но финальный пронзительный монолог-манифест преданной дочери (ангела возмездия) сорвет маски с якобы любящих лиц. Вот только ее взросление и «победа» над ложью взрослых закончится оглушительно громко.
Мораль пьесы кажется довольно простой: в жизни все оказывается не так, как в книгах, и поэтому лучше не играть в детектив с близкими людьми. Не будем раскрывать интригу, но предлагаем нашим читателям самим узнать, чем закончится эта поучительная история. (16+).
Ольга Плаксунова. Фото Татьяны Тощевиковой, предоставлено театром.