В течение трех дней в нижегородском Арсенале (Волго-Вятском филиале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина) в одиннадцатый раз прошел Фестиваль текстов об искусстве «Вазари» – единственный в своем роде в России.
Тема этого года была обозначена как «Архивы». В формате публичных дискуссий, круглых столов и лекций речь шла о том, как собираются, исследуются и хранятся различные материалы, связанные с искусством и культурой. Каждый из трех фестивальных дней имел свое название: «Сохранять», «Открывать» и «Помнить».
Возможно, кому-то думается, что нет ничего в мире скучнее архивов. Это грубое заблуждение! Архивы – живая сокровищница истории, разбирать которые одно удовольствие. В данном случае презентация архивных сокровищ проходила в формате «видеть, слышать и смотреть». Наряду с рассказами состоялись кинопоказы абстрактного кино и анимации 1920-1950 годов из коллекции Госфильмофонда, а в программе интереснейшего концерта прозвучали партитуры выдающихся горьковских композиторов.
Архивы – шанс для исследователя наткнуться на настоящий бриллиант. Среди таких находок – труды и личность Бориса Арватова. Его имя, как порой бывает, весьма популярно на Западе и практически неизвестно в России. В этом видится большая историческая несправедливость, ведь Арватов – выдающийся теоретик производственного искусства и один из основателей творческого объединения ЛЕФ («Левый фронт искусств»).
Известно о нем, действительно, крайне мало. Родился в Царстве Польском Российской империи в семье юриста. Учился на физмате Петроградского университета. Участвовал в Гражданской войне, был контужен (что впоследствии сильно сказалось на его здоровье). Затем стал призывать уничтожать искусство и вместо него создать промо-дизайн, попутно призывая уничтожать всех, кто против такого подхода к искусству. Сошел с ума и окончил жизнь в сумасшедшем доме в 1940 году. После чего был забыт. Долгое время не было даже известно, как он выглядел!
Если коротко, то Борис Игнатьевич низводил художника с пьедестала творца к роли некоей дизайнерской обслуги, а само искусство – к особой системе труда. Был в своей теории очень убедителен и вел за собой Маяковского, Крученых и прочих застрельщиков эпохи авангарда, которым повезло остаться в первых рядах истории. О Борисе Арватове и его взглядах собравшимся рассказывали Иван Аксенов (редактор сайта «Горький» и издательства Common Place, составитель собрания сочинений Бориса Арватова в четырех томах) и Андрей Россомахин (исследователь авангарда, преподаватель НИУ ВШЭ, составитель и научный редактор серии Avant-Garde).
Удивительно: прошло всего сто лет, а мы уже многого не помним. Тем интереснее было слушать о минувшем. Например, о специфическом ключе, в котором велась полемика на страницах журнала «ЛЕФ»: эстетические дискуссии быстро перерастали в политическую, идеологическую полемику с полной подменой понятий, так что чтение лефовских журналов сегодня не только занимательно, но и страшно. В итоге был запущен жуткий пропагандистский каток, который в итоге уничтожил практически всех, кто его изначально создал.
Андрей Россомахин увлекательно рассказал о том, как, едва свершилась Октябрьская революция, художники ринулись в бой за пролетарское первородство. Тут не обходилось без курьезов.
– С начала двадцатых Владимир Маяковский, до того ведший жизнь купающегося в шампанском трикстера, позиционирует себя как пролетарского поэта. Он уже съездил в Штаты. «Упакованный» в изысканный костюм, в шляпе, с галстуком-бабочкой и тростью, Маяковский отчаянно гастролирует по всей России, выступая перед крестьянами и называя себя «пролетарским парнем». Лефовцы – Родченко, Шкловский, Брик, Третьяков и прочие – претендовали на ведущую роль в культурном строительстве и некоторое время питали иллюзии, что государство отдаст им если не всю, то очень весомую часть культурного строительства. Они разрабатывали теории и писали книги, которые издавались на разных языках, но Арватов, кстати, так и не был издан. А через несколько лет государство нашло время обратить внимание на деятелей искусства и обернуло против них язык рецензии в жанре политического доноса, который был выработан в том числе этими самыми деятелями. Вне сомнения, ни Маяковский, ни Арватов не пережили бы репрессий…
Мария Федотова. Фото автора.