Максим Горький уже был представлен на нижегородской балетной сцене спектаклями «Нунча» и «Сказка о маленькой фее и молодом чабане», рассказанными, преимущественно, языком классической хореографии. Десять лет спустя, этим летом в репертуаре театра появились еще два одноактных балета по Алексею Максимовичу, объединенные в одну программу с общим названием «Горький. Балет» (16+).
Кипение страстей.
Произведения взяты очень разные – «На дне» и «Девушка и Смерть», да и поставлены разными хореографами, впрочем, очень интересными и заслуженно титулованными (Павел Глухов и Кирилл Радев). Но все же эти два балета объединяет еще кое-что помимо имени автора. Это хореографическая виртуозность, философская наполненность, музыкальное оформление (обе постановки идут в сопровождении квартетной музыки) и сценография: в течение всего вечера под потолком, над сценой и зрительным залом, парят огромные валуны, явственно напоминающие о горах Аллилуйя из «Аватара». Плюс, конечно, общий подход, далекий от убийственно серьезного Горького, которым пугают школьников.
Уже до «официального» начала спектакля зрителей погружают, вовлекают в действие: в зале появляются персонажи «На дне» и начинают интенсивно коммуницировать друг с другом, а то и с некоторыми зрителями. Несмотря на то, что танцовщики по определению не «говорящие», эти артисты артикулируют достаточно убедительно. Затем вблизи сцены занимает свое место струнный квартет солистов оркестра La Voce Strumentale – и начинается действо.
Горьковская пьеса озвучена мятежным Первым квартетом Мясковского. Сам Николай Яковлевич считал свое сочинение трудноисполняемым, однако прозвучало оно великолепно. Сложная полифония как нельзя лучше соответствует непростым взаимоотношениям горьковских персонажей: на сцене кипят страсти. Обитатели «дна» ругаются и страдают, то собираясь в злые волны, то рассыпаясь бессильными брызгами. Тяжко давят висячие скалы на артистов, бьющихся в сложносочиненных па.
Под комариный звон и пляс.
Второе действие – легкая остроумная фантазия не без философских размышлений. Главные герои действа –
писатель Горький и четверка… комаров. Симпатичных таких, игривых комариков – мелких пакостников, отплясывающих прихотливо и задорно. Вероятно, появление этих персонажей может быть связано с звучанием квартета, действительно, порой жужжащего и звенящего. Музыка более чем традиционна и легка для восприятия – это шубертовский квартет Der Tod und das Mädchen («Смерть и Девушка»). Но, между тем, написанный тяжелобольным Шубертом, в свои двадцать пять отчетливо понимающим, что конец близок. Левитирующие скалы по-прежнему актуальны, но теперь они светятся: то пылающими угольями, то фосфорически-зелеными болотными огоньками. Горький-романтик (Валерий Видманкин) неспешно бродит по сцене наблюдателем, так и эдак поворачивая аспекты взаимосвязи Любви-Девушки (Елена Венчикова) и собственно Смерти (Ангелина Болотова). Обе они невероятно притягательны, по-своему сексуальны, противоположны – но схожи, и как тут не скатиться в раздумья об отношениях Эроса и Танатоса. Впрочем, глядя на изумительно грациозные движения, о философии забываешь. Захватывает и дуэтное взаимодействие, и данс макабр, близкий трюковому номеру. И все-таки это не триллер, но красивая, поэтическая история с хеппи-эндом, что очевидно в последних, откровенно шуточных секундах действа.
Нельзя не отметить костюмы (художник-постановщик Анастасия Нефедова). Стильную пестрядь первого отделения сменяют еще более стильные черно-бело-красные комплекты от кутюр.
Постановка осуществлена НГАТОБ имени А.С. Пушкина совместно с фестивалем современной хореографии Context. Diana Vishneva и фестивалем «Горький +».
Следующие показы балета состоятся 8 и 9 ноября в Концертном пакгаузе. Начало в 19.00.
Мария Федотова. Фото предоставлено театром оперы и балета.