«Дозор» с гудком

«Дозор» с гудком

4447 попавших под поезд, 2953 погибших под колесами многотонных локомотивов, и это только на путях Российской железной дороги — такова печальная статистика позапрошлого года. До недавнего времени вся система безопасности людей, переходящих через рельсы, сводилась к несложному принципу: увидел приближающийся поезд — молодец, не заметил вовремя — трагический исход очевиден. Однако в скором времени ситуация должна измениться в лучшую сторону, и в этом велика заслуга нижегородских ученых.

Подкинули идею

Саму идею о внедрении новой системы безопасности для пешеходов на железнодорожных путях нынешним разработчикам проекта «Дозор» подбросил заведующий лабораторией Нижегородского радиотехнического колледжа Владимир Сырейщиков. Участникам Нижегородского инновационного бизнес-инкубатора, к которым обратился преподаватель, замысел показался интересным, и они взялись за его реализацию.

Получив одобрение от единственного на российском рынке потенциального заказчика — ОАО «РЖД» (стоит отметить, что эксклюзивное предложение нижегородской стороны москвичей крайне заинтересовало), новаторы подготовили проект и отправили его в Москву, однако столичные агенты решили прибегнуть к главному механизму развития современной экономики, а именно создали конкуренцию.

— Некоторое время спустя мы получили уведомление о том, что Российская железная дорога объявила конкурс среди предприятий страны на создание автоматической системы оповещения пешеходов о приближении поезда на железной дороге с использованием радиоканала, которую мы изначально и разработали, — говорит куратор нижегородского проекта «Дозор» Евгений Коврижин. Проведя строгий отбор, заказчик остановил свой выбор на восьми претендентах, в число которых вошли и нижегородцы.

Совершенству нет предела

Теперь о принципе работы изобретения. На наиболее опасных участках железнодорожного пути на столбах для линий электропередачи крепятся специальные приемники. Именно они принимают с установленного на поезде передатчика позывные, свидетельствующие о приближении состава (радиус распространения 4 километра), преобразуя их в звуковой и световой сигнал. Проще говоря, как только локомотив окажется в радиолокационной зоне, сирена, установленная на столбе, что есть мочи загудит (звук будет слышен в пределах 200 метров), а примыкающая к ней лампочка загорится красным светом.

Для удобства можно использовать переносной приемник в виде брелка, который также посредством света, звука и вибрации предупредит хозяина о приближающемся поезде.

— Не исключен и третий, более усовершенствованный вариант, — продолжает Евгений Коврижин. — Мы вовсе избавляемся от передатчика и оставляем только приемник, который выполняет функцию радиолокатора: сам посылает и получает отраженные от объекта сигналы.
Как бы то ни было, спрос на разработку наших ученых обеспечен (подтверждением тому служит статистика несчастных случаев, происходящих как со случайными пешеходами, так и с сотрудниками железной дороги). По крайней мере, в числе следующих потенциальных заказчиков у нижегородских новаторов Украина и Казахстан.

Марина АНДРОНОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате