4447 попавших под поезд, 2953 погибших под колесами многотонных локомотивов, и это только на путях Российской железной дороги — такова печальная статистика позапрошлого года. До недавнего времени вся система безопасности людей, переходящих через рельсы, сводилась к несложному принципу: увидел приближающийся поезд — молодец, не заметил вовремя — трагический исход очевиден. Однако в скором времени ситуация должна измениться в лучшую сторону, и в этом велика заслуга нижегородских ученых.
Подкинули идею
Саму идею о внедрении новой системы безопасности для пешеходов на железнодорожных путях нынешним разработчикам проекта «Дозор» подбросил заведующий лабораторией Нижегородского радиотехнического колледжа Владимир Сырейщиков. Участникам Нижегородского инновационного
Получив одобрение от единственного на российском рынке потенциального заказчика —
— Некоторое время спустя мы получили уведомление о том, что Российская железная дорога объявила конкурс среди предприятий страны на создание автоматической системы оповещения пешеходов о приближении поезда на железной дороге с использованием радиоканала, которую мы изначально и разработали, — говорит куратор нижегородского проекта «Дозор» Евгений Коврижин. Проведя строгий отбор, заказчик остановил свой выбор на восьми претендентах, в число которых вошли и нижегородцы.
Совершенству нет предела
Теперь о принципе работы изобретения. На наиболее опасных участках железнодорожного пути на столбах для линий электропередачи крепятся специальные приемники. Именно они принимают с установленного на поезде передатчика позывные, свидетельствующие о приближении состава (радиус распространения 4 километра), преобразуя их в звуковой и световой сигнал. Проще говоря, как только локомотив окажется в радиолокационной зоне, сирена, установленная на столбе, что есть мочи загудит (звук будет слышен в пределах 200 метров), а примыкающая к ней лампочка загорится красным светом.
Для удобства можно использовать переносной приемник в виде брелка, который также посредством света, звука и вибрации предупредит хозяина о приближающемся поезде.
— Не исключен и третий, более усовершенствованный вариант, — продолжает Евгений Коврижин. — Мы вовсе избавляемся от передатчика и оставляем только приемник, который выполняет функцию радиолокатора: сам посылает и получает отраженные от объекта сигналы.
Как бы то ни было, спрос на разработку наших ученых обеспечен (подтверждением тому служит статистика несчастных случаев, происходящих как со случайными пешеходами, так и с сотрудниками железной дороги). По крайней мере, в числе следующих потенциальных заказчиков у нижегородских новаторов Украина и Казахстан.
Марина АНДРОНОВА.