Бронзовея под глобозами

Бронзовея под глобозами

Нижегородцы в изумлении Первые "истуканы" появились на главной пешеходной улице Нижнего Новгорода год назад.
Недалеко от здания городской думы (Дом труда) уселся чистильщик обуви, а чуть поодаль, напротив него, довольно мешковатый фотограф радостно поднял свою вспышку.
Поддерживая идею городской скульптуры, живые актеры, измазанные с ног до головы бронзовой, серебряной и золотой краской, пугали и восхищали гостей Дня города, непривычных к такому зрелищу. Особенно всем нравилась бронзовая девушка, "отмиравшая" внезапно и с непередаваемой грацией. На этот раз нижегородцев ждет сюрприз: вся Покровка на глазах меняет свой облик, здесь работают почти круглосуточно десятки людей. Грандиозная премьера новой пешеходной улицы назначена на День города , 10 сентября.
Новшеств много, их взахлеб описывают нижегородские средства массовой информации. Поражают взгляд и художественно выложенная брусчатка, колористику для которой выбирал муниципальный институт "НижегородНИИгражданпроект", и клены остролистные сорта "глобоза".
Пятнадцатилетние деревья привезены из Германии и поражают своей маленькой корневой системой и круглой, как шар, кроной. Еще поразительней свойство этих кленов сохранять круглую, как шар, крону без стрижки - их поэтому иногда называют самостригущимися. Специалисты городского управления благоустройства, выбравшие именно такие деревья для пешеходной витрины Нижнего Новгорода, утверждают, что, во-первых, они очень стойкие к нашему климату и к городской отвратительной экологии, во-вторых, корни отрастут быстро и зацепятся за нашу землю надежно, а в-третьих, вешать на них фонарики теперь никто не позволит. Это к слову пришлось, когда вспомнились несчастные липки, изуродованные новшеством из той же Германии.
То ли в Германии липы покрепче, то ли люди поаккуратнее, но там огоньки на деревьях никому не мешают, в том числе и самим деревьям.
Глобозы разрастутся, а брусчатка уже сегодня широко разлеглась от стены до стены домов, без бордюров и тротуаров. Ливневая канализация забрана в сток под решеткой, лежащие еще ниже коммуникации основательно переложены, некоторые участки ждали этого часа сто лет, теперь еще на сто лет можно про них забыть. Освежены фасады зданий, восстановлена на них лепнина, но этим нижегородцев уже не удивишь. Первым, кстати, капитально подкрасил улицу Иван Петрович Скляров, будучи мэром, и заложил тем самым хорошую традицию. Но вот бронзовые фигуры нижегородцев уже удивили. К тем двоим, что появились в прошлом году, прибавились еще семь, и мэр Вадим Булавинов не скрывает, что идея принадлежит ему. Вернее, ему принадлежит стремление идею воплотить, а привез он ее из Челябинска, где был полтора года назад на инаугурации коллеги Михаила Юревича.
Челябинская Кировка - пешеходный участок улицы Кирова - намного короче и моложе нашей Большой Покровки, едва ли не самой старой после Арбата пешеходной улицы страны. Но челябинский мэр Вячеслав Тарасов, предшественник нынешнего, задумав пешеходную улицу 4 года назад, сразу решил украсить ее городской скульптурой. По Уралу умельцев-скульпторов нашлось немало, сюжеты тоже самые разные. Есть верблюд, но что он делает в Челябинске, начальник управления по связям со СМИ Светлана Доронина рассказать не успела, она со всей челябинской мэрией в такой же запарке, как и наша: тоже готовятся к Дню города и юбилею - 270-летию, с чем мы их и поздравляем.
Кстати, в этом году мэр хочет челябинцев удивить грандиозным фестивалем фейерверков и пригласил специалистов из Москвы, Питера и даже из Финляндии.
Наши "бронзовые люди" нижегородцев, однако, не только удивляют.
К Евгению Евстигнееву, присевшему на лавочку возле драмтеатра, отнеслись сразу по-теплому, хотя и начали бурчать, мол, почему здесь сидит, а не у театрального училища, где учился? Ответ понятен, но надо же побурчать. Недоумение вызывает пара возле Лыковой Дамбы, но если знаешь, что в доме, где сегодня расположен парфюмерный магазин, выросла великая русская актриса Пелагея Стрепетова, то легко можно представить себе, что это именно она стоит со своим партнером по сцене на улице и с некоторым недоумением взирает из позапрошлого века на нас, нынешних. Городовой на площади Минина уже снискал любовь самых маленьких нижегородцев, а велосипедист, как и фотограф, пока не понят и не принят.
Говорят, нижегородские интернет- форумы, в отличие от простых нижегородцев, мирно топающих по преображенной улице, гудят от возмущения.
Наша художественно-культурная общественность шокирована и требует сатисфакции. Журналисты добавляют свою долю нервозности, и представители администрации уже либо не отвечают по телефону даже на самые невинные вопросы, либо просто не берут трубку.
Впрочем, Булавинов почти все рассказал сам: про идею, цену ее воплощения, авторов. Он уже привык к неадекватной реакции на все свои инициативы и часто уже не обращает на них внимания. Давно известно, что нижегородцы очень консервативны, любое новшество готовы встретить в штыки и лишь спустя время, привыкнув к нему, начинают, порой нехотя, признавать его достоинства.
За примером далеко ходить не надо: вспомнить хотя бы шум вокруг "Макдоналдсов", так напугавший представителей этой международной компании, что она прочно остановилась на трех кафе, хотя в других городах-миллионниках расширяется год от года. Проект ресторана для этой фирмы рассматривали чуть ли не под микроскопом, и даже его автору, архитектору Александру Харитонову, пришлось несладко, несмотря на неукротимый нрав и пост главного архитектора города. Сегодня это здание украшает въездные ворота Нижнего Новгорода и в нем всегда людно. Не только потому, что туда можно пойти с семьей или с девушкой, но еще и потому, что само здание очень уютное и открывает панорамный вид на площадь Революции.
Еще одним примером может служить история самой Покровки. Когда 20 лет назад ее объявили пешеходной, нашлось немало нижегородцев, ругавших идею городской администрации - троллейбусы пошли в обход, и никто не хотел бежать пешком почти два километра от площади Минина до площади Горького. Жители самой улицы возмущаются много лет шумом, который царит здесь почти круглосуточно.
У меня есть родственники, живущие на улице еще со времен Свердловки, и в воскресный день их квартиру заполняет топот сотен каблуков, порой переходящий в грохот, потому что звук течет по стене и усиливается многократно.
Они были в числе тех, кто писал письма протеста против "Радио на Покровке", которое, кстати, так и не прижилось на старинной улице. Уж очень диссонировала эта идея из нашего пионерского детства с жизнью города.
Бронзовые люди, кстати, как и пешеходные улицы, все увереннее шагают по стране. В Екатеринбурге и Казани, Санкт-Петербурге и Воронеже люди хотят гулять по центру города, наслаждаясь свободой передвижения.
Возможно, это естественная реакция человека на неестественные автомобильные пробки в городе.
В Нижнем Новгороде они дополняются феноменальным хамством водителей, не уступающих дорогу пешеходу даже на "зебре", даже на красном сигнале светофора. Ежедневно находясь в напряженной борьбе за собственную жизнь на улицах родного города, мы с еще большим удовольствием гуляем по единственной пешеходной улице. Ее, кстати, автовладельцы весьма успешно превращали последние годы из Большой Покровки в "большую парковку", и даже самый главный начальник ГИБДД ничего не мог поделать с тупорылыми джипами и ехидными "ауди", заползавшими на тротуары. И мы, кстати, тогда молчали на своих форумах. И молчим про то, что под ногами Добролюбова кабинки туалетные стоят.
Если бронзовые люди не приживутся, то, как любит говаривать одна моя знакомая, "высохнут и отвалятся".
Придет новый мэр, не даст денег на ремонт, и вся недолга. Но когда исчезла бронзовая обезьянка с чашкой над маленькой кафешкой в доме, где теперь плывет дирижабль, многие вздохнули с грустью, такая она была забавная, эта первая городская скульптура на Большой Покровке.
Года два назад появилась в другом конце улицы ее сестричка, но ей не хватает милой забавности. А вообще, город живет, меняется, и здорово, что каждый мэр хочет оставить на его главной улице память о себе.
Юрий Лебедев спиливал деревья, Вадим Булавинов их сажает. Теперь уже никто не помнит шума вокруг сквера на площади Минина, а деревья растут.
Вот и под немецкими глобозами забронзовел Евстигнеев. А что до других знаменитых нижегородцев,. то я полностью согласна с тем, что все они достойны быть увековеченными.
И верю, что их время придет. Не последний День города встречаем.
Елена СТАРИЧЕНКОВА.


Следите за нашими новостями в удобном формате