Самодеятельному художнику из Павлова исполняется 85 лет Откуда появилась у деревенского мальчишки страсть переносить на бумагу все увиденное, особенно красивое, Виктор и сам не мог объяснить ни себе, ни родителям. В роду у Тарабакиных вроде бы не было живописцев.
Умелые слесари, замочники, мастера на все руки были, а художников не замечалось. Жили они в пригородном селе Таремское около города Павлова. После семилетки отец устроил Виктора на работу счетоводом в Павловскую артель имени Штанге. А после смены, когда его сверстники играли в футбол или пели частушки под гармошку на сельских задворках, он шел на занятия в изостудию, что была открыта при клубе Марасановской фабрики. Начинал, еще учась в школе, даже на областную выставку его рисунки попадали, за что в 1935 году пятнадцатилетний автор был удостоен памятной награды. Тогда он получил годовую подписку на журнал "Юный художник". А если его признали на таком высоком уровне, то мог ли он бросить любимое занятие? Хотя и не всегда легко было после смены в цеху еще за мольбертом отсидеть часа два-три, потом топать пешком домой несколько километров.
Зато когда его способности были замечены, Виктору предложили стать художником-оформителем в артельном клубе.
Работа нравилась, она давала заработок, правда, всегда небольшой, приходилось подрабатывать дополнительными заказами. Времени для творческой работы почти не оставалось.
Однажды в город пригласили фотографа-профессионала для оформления Доски почета. Тарабакин тоже увлекался фотографией, многие артельщики, зная его художественный вкус, просили для них сделать снимки. Он никому не отказывал.
Это давало семье дополнительные средства, хотя времени отнимало массу. В домашних условиях, в тесной квартирке приходилось трудиться главным образом вечерами, когда стемнеет и дети уснут.
Это теперь стало просто получить снимок: отнес в любой пункт "Фотоуслуги" пленку - и через несколько минут получай свои произведения.
Прежняя же технология требовала умения самому приготовить качественный проявитель и закрепитель, соблюсти нужную по времени выдержку, подобрать соответствующую фотобумагу и т.д. Одним словом, очень кропотливое занятие.
Приглашенный мастер предложил Виктору помогать ему. Бесплатно, но за это пообещал раскрыть секрет "цветной фотографии".
Виктор Алексеевич охотно согласился - ему как художнику это было интересно. Секрет, однако, заключался в подборе подходящих красок и раскрашивании вручную, с помощью пальцев и ватки, черно- белых снимков. После этого оформительские работы Тарабакина стали еще выразительнее.
Но живопись постоянно влекла его. Он писал для себя этюды, делал копии с известных картин. Однажды маститый художник, увидев копию с картины Васнецова "Три богатыря", искренне похвалил его: "Тут чувствуется школа". Чтобы иметь деньги на кисти, краски, рамки, Виктор Алексеевич, точнее его жена, попробовала вынести на рынок несколько его работ. Но... принесла их обратно. Бедные павловчане, еще так недавно пережившие войну и голодные послевоенные годы, не были готовы к восприятию живописных работ. А вот настенные коврики с полногрудыми томными красавицами в обрамлении ярких роз брали нарасхват.
Долго уговаривала его жена начать писать такие же коврики. Не сразу он согласился на такую "халтуру", но двое детей, постоянно растущие семейные расходы требовали все новых средств.
Через годы Виктор Алексеевич с благодарностью вспоминает те коврики: они не только позволили сытно кормить детей и одевать их, но дали также возможность приобретать материалы для живописных работ. А масляные краски никогда не были дешевы.
Так сложилось, что в Павлове в большом почете оказалось изобразительное искусство. Не случайно шестьдесят лет назад здесь было открыто художественное ремесленное училище, готовившее граверов по художественной обработке металла (год назад оно преобразовано в техникум народных художественных промыслов с той же специализацией). Это привлекло в город талантливых преподавателей, художников. Немало среди них было и сейчас есть коренных павловчан. Есть члены Союза художников.
И со многими из них общается и дружит Тарабакин.
Сам он так и не получил настоящего образования, школой ему стала жизнь, работы мастеров прошлого и настоящего, книги, выставки.
И богатая практика художника- оформителя, он всю свою трудовую жизнь проработал на одном месте, его называли художником, а записали в трудовой книжке маляром 4-го разряда.
Когда Виктор Алексеевич вышел на пенсию, времени для творчества стало больше. С детства страдая заболеванием ног, он в конце концов получил удостоверение инвалида и право на приобретение по льготной цене "Запорожца". Вот уж поколесил он по привольным приокским лесам, лугам и рощам. Этюды накапливал летом, а зимой садился за мольберт в своей комнате у окошка и писал, писал, писал. Его работы брали на различные выставки, отмечали их дипломами, почетными грамотами. А главное, на них появился большой спрос. В домах многих павловчан есть его пейзажи, натюрморты, виды родного города.
В сентябре у Виктора Алексеевича откроется персональная выставка.
В честь его восьмидесятипятилетия.
К ней он готовится весь год - пишет новые картины. Потому что из прежних ничего не найти.
Две предыдущие персональные выставки имели такой успех, что домой удалось вернуть лишь несколько работ, не подлежащих продаже.
Это портрет матери, автопортрет, пейзажи, которые особенно любимы членами его семьи.
Я знакома с Виктором Алексеевичем лет пятьдесят. "Мы жили по соседству", как поется в песне. Всегда уважала его трудолюбие, добрый нрав, умение пошутить к месту.
Ныне просто восхищаюсь его творческой энергией и работоспособностью.
Лет семь назад он начал слепнуть.
В Чебоксарском центре микрохирургии глаза сделали операцию, но неудачно. Одного глаза не стало. Однако это не оторвало его от любимого занятия. Приспособился, стал садиться к мольберту той стороной, где зрячий глаз. Пальцы рук одолевает подагрическая опухоль - он все равно пишет. И, кажется, год от года все лучше.
- Мне думается, я потому и живу так долго, что хочу передать в картинах все задуманное, - объясняет художник.
Благородная цель продлевает ему жизнь.
Сейчас его квартира заполнена готовыми работами. На ряд картин сделаны заявки - павловчане уже отобрали несколько работ для себя, но согласились подождать до закрытия выставки. Разве это не признание?
Пусть и в районном масштабе.
Еще несколько слов о тех, кто поддерживает творческий дух художника.
Четверть века назад умерла первая жена Виктора Алексеевича.
Спустя некоторое время он женился во второй раз. Они тоже когда-то "жили по соседству, встречались просто так". Софья Ивановна оказалась человеком, близким ему по духу и понимающим его творческие порывы. С ними живут также дочь и внучка Софьи Ивановны, и все души не чают в нем. У Тарабакиных бывают трудные в материальном смысле времена (две пенсии плюс маленькая зарплата). Но в первую очередь они тратят деньги на краски, холсты, рамки. Домочадцы - первые и главные зрители и судьи его работ.
Дух дружбы и доброжелательства царит в этом доме. А это и есть источник силы и творческого долголетия.
Валентина АБРАМОВА.
Павлово.