Ноябрьская премьера Нижегородского театра юного зрителя приурочена к столетию со дня рождения легендарного режиссера, народного артиста РСФСР Бориса Абрамовича Наравцевича. С 1970 по 1986 год он возглавлял творческий коллектив театра, и этот период теперь называют эпохой его имени.
Дела семейные.
Спектакль «Воспитанница», созданный режиссером Еленой Фирстовой, появился сейчас неслучайно. Эта пьеса Островского была поставлена в 1973 году ее отцом в Горьковском театральном училище. Теперь его ученики, многие из которых служат в ТЮЗе, заняты в новой версии поучительной драмы.
С жизнью и творчеством юбиляра можно познакомиться на стенде, размещенном в фойе второго этажа. Фотографии, афиши, цитаты представлены на баннере в современном формате. Помимо этого, к событию был выпущен документально-публицистический фильм, который увидели на премьере первые зрители.
Нижегородское прочтение ничуть не устаревшего произведения классика сочетает в себе несколько жанров: комедийные ситуации и гротеск в спектакле взаимодействуют с важными и даже трагичными темами. Непростое время взросления, становления личности, конфликт поколений и мировоззрений, нравственный выбор и ошибки, неизбежно совершаемые молодыми людьми, – все драматургические линии сохранены и обострены в этой постановке. Однако были и неожиданные моменты.
Можно отметить сразу несколько отличий от традиционных версий. Главное из них – изменение возраста персонажей. Хозяйка богатого дома, помещица Уланбекова, которую автор описывает в негативных красках, предстала деловой, стильно одетой, любящей жизнь и, по нынешним меркам, достаточно молодой дамой – какой ее играет актриса Дарья Андреева. Любимец барыни – мальчик Гриша (как указано у Островского), без стеснения живущий на полном содержании, здесь по возрасту – практически ровесник благодетельницы. Актер Константин Кузьмичев воплощает образ вальяжного жиголо – карикатурного домашнего питомца, гуляющего, где и когда он только пожелает. Отношения в этой паре узнаваемы вне временной привязки.
На актуальность также намекает смешение стилей в костюмах и деталях. На фоне парящего над бытом легкого мостика и запруды с камышами, в воображаемой усадьбе установлен современный бассейн и парковая статуя убегающей нимфы. В какие годы происходят события на сцене – открытый вопрос, а фабула пьесы ничуть не изменена. Принцип эклектики в работе художника-постановщика Надежды Осиповой забавно объединяет конец века XIX и первую четверть XX, в течение которых изменилось многое, от моды до государственного обустройства.
Строгое воспитание.
В жизни тихой «Атлантиды» ничего, кажется, не меняется в привычках обывателей. По-прежнему они пьют чай за большим столом и более всего боятся гнева хозяйки дома. Размеренное до скуки течение дней – кажущаяся идиллия предстает перед нами в начале, где всех устраивает полная зависимость от настроения Уланбековой. Но до тех пор, пока она не решила выдать замуж за своего беспутного крестника Неглигентова (Никита Чеботарев) воспитанницу – бедную девушку Надю. Это первая главная роль для актрисы Евгении Мойсеевой, с начала сезона служащей в театре.
Причина такого поспешного решения проста. На простолюдинку, воспитанную, ради прихоти, в барском доме, засматривается с очевидными желаниями, присущими молодому организму, сын Леонид (Максим Белошаньгин). Интерес барчука к противоположному полу намеренно комично подчеркнут во многих эпизодах.
Первая любовь, как оказалось, была лишь зовом плоти. Не душу чайки он мимоходом убил, но подстрелил очередную утку, подобно тем, что падали в самом начале с колосников на сцену, во время обыденной охоты на дичь.
Дорога без конца.
Появившиеся в повествовании странствующие артисты внезапно разыграли для собравшихся домочадцев сценку репетиции ремесленниками истории о Пираме и Фисбе из шекспировского «Сна в летнюю ночь». Возможная параллель с «Гамлетом» не могла бы повториться: под каблуком матери, из Леонида вырастет не герой, а обыкновенный подлец. Впрочем, также в спектакле символично звучат цитаты из трагедий «Король Лир» и «Коварство и любовь».
Цитата из знаковой постановки Б.А. Наравцевича 1981 года, в которой частично задействованы те же исполнители ролей, закольцовывается в эпилоге. Актеры пригласят изгнанницу с собой – служить великому искусству, а не прихоти власть имущих. Театр предлагает Наденьке сделать выбор, и это не печальный авторский финал, но жизнь. 12+
Ольга Плаксунова. Фото Александра Воложанина.