Презентация нового детективного сериала «Плевако» прошла в Центре культуры «Рекорд». Представили его молодые актеры Полина Ватага и Владислав Князев, снявшиеся в первой серии. Начальные эпизоды проекта уже доступны для просмотра в интернете и с каждой неделей следить за новыми историями, основанными на реальных уголовных делах, становится все интереснее.
Это отнюдь не документальная реконструкция второй половины XIX века, а художественное произведение, где с реальной хроникой кое-что может не совпадать. Однако за давностью минувших лет для современного зрителя буквальная «правда жизни» принципиального значения не имеет. Мы знакомимся с нравами былого времени и подчас видим наше коллективное представление о той эпохе.
Чтобы подчеркнуть вариативность сюжетной линии, созданной «по мотивам», но близко к источникам, авторы сценария даже изменили имя и отчество адвоката Плевако – с Федора Никифоровича на Николая Федоровича. О нем ходили легенды, на него ходили зрители, как на «звезду» в театре, и эта популярность с иронией обыграна, когда тот в шутку предлагает продавать билеты на свои выступления в суде присяжных заседателей.
Заметно, какая колоссальная работа проделана создателями сериала. Во многом точно воспроизведены исторические события. На высоком уровне сделана визуальная составляющая: спецэффекты, костюмы, но особое внимание притягивают изящные винтажные детали.
Мы любуемся композицией идеально выстроенных кадров, напоминающих картины художников-передвижников, влюбляемся в почти исчезнувший литературный язык и восхищаемся благородством героя. Защитник отчаявшихся – бесправных, бедных, незаконнорожденных (каковым являлся и Плевако) – настоящий герой всех времен.
Только не все придерживались столь же высоких принципов. В первом эпизоде расследуется дело Прасковьи Качки, убившей богатого наследника Байрашевского (его сыграл гость вечера Владислав Князев). По заветам Станиславского, как мог, он постарался оправдать представителя «золотой молодежи».
Роль другой обманутой любовницы воплотила Полина Ватага. Кстати, студентка курса Сергея Безрукова во ВГИКе. Она рассказала, как под воздействием исторического костюма тут же менялись манеры, с каким волнением держала на руках малыша – исполнителя роли экранного сына.
Распутывая цепочку событий, адвокат раскрыл подробности своей жизни, где отправной точкой стала смерть матери. Она тоже полюбила вне брака, и даже хотела утопиться вместе с сыном, когда тот был младенцем. Так становится понятна его заинтересованность в оправдании подсудимой: вместо обвиняемой по политическим мотивам сирота оказалась жертвой чужих преступлений.
Совершенно очевидно, что режиссер Анна Матисон, она же супруга исполнителя главного героя – Сергея Безрукова, вдохновлялась недавним английским сериалом по рассказам Артура Конан Дойла с Бенедиктом Камбербетчем в титульной роли. Наиболее ярко на параллели указывает эффект «слоу-мо» с застывшими персонажами в ключевых сценах, когда следователь в воображении размышляет о произошедшем. Как рассказали гости, по внезапному сигналу они на самом деле останавливались в случайных позах и старались не двигаться, пока наблюдателем между участниками преступления ходил Плевако.
И условный усатый «Ватсон», помощник Шубинский (Олег Савцов), пробрасывающий слова по-английски, тут тоже есть. Впрочем, фиксировать речи адвоката поручили эмансипированной сестре Юле (Мария Смольникова).
Надо отметить отличный каст проекта – популярные актеры, часть которых служит в управляемом Сергеем Витальевичем московском Губернском театре, собраны здесь в мощном пасьянсе.
Нас ждет не менее увлекательное продолжение истории знакомства Плевако с властным Василием Демидовым (Николай Шрайбер) и его страдающей женой Марией (Ольга Лерман). Возможно, появится и любовная линия в этом роковом «треугольнике». 16+.
Пелагея Климова. Фото Александра Воложанина.