«Барракуда» притаилась в глубине

«Барракуда» притаилась в глубине

Подводные лодки как новый класс боевых кораблей указом императора Николая II были включены в состав судов российского Военного флота 19 марта 1906 года. Эта дата в 1996 году стала отмечаться как День моряка-подводника. В его преддверии мы встретились с одним из ведущих конструкторов нижегородского ЦКБ «Лазурит» по проектированию подводных лодок кандидатом технических наук и активным популяризатором подводного судостроения Альбертом Постновым.

Первое «погружение»

— Родился я на Волге, в поселке Память Парижской Коммуны, — рассказывает Альберт Александрович. — Уже в детстве имел представление о различных судах, которые постоянно причаливали к нашей пристани. С годами этот интерес не пропал, и после школы поступил на кораблестроительный факультет Горьковского политеха.

В 1957 году молодой специалист Альберт Постнов был назначен на должность конструктора второй категории в ЦКБ «Лазурит». С этого времени около 50 лет занимался разработкой различных проектов дизель-электрических, атомных подводных лодок и спасательных аппаратов. Альберт Александрович признался, что при выполнении первого рабочего чертежа он допустил ошибку, и пришлось срочно переделывать задание да еще понести материальное наказание.

Поздравили через сорок лет

В 1957 — 1958 годах инженеры «Лазурита» готовили рабочие чертежи для строительства комплекса: первого в мире подводного спасательного аппарата (называли его управляемым подводным снарядом — УПС) и экспериментально-спасательной подводной лодки проекта 666. Несмотря на все сложности, уже в 1959 году УПС был спроектирован и построен в 1962 году. Тогда же во время испытаний спасательной подводной лодки впервые в мировой практике была произведена подводная стыковка УПС с судами и первый переход из одной лодки в другую на глубине. А в ноябре 2002 года в адрес завода «Красное Сормово» и ЦКБ «Лазурит» из Главного штаба ВМФ России пришло поздравление и запоздалое признание: «40 лет назад, 4 ноября 1962 года впервые в мире совершен переход человека под водой…»

Проекты и награды

В 1958 году ЦКБ «Лазурит» приступило к разработке атомных подводных лодок. На следующий год был проведен конкурс проектов среди пяти конструкторских организаций, по итогам которого сормовичам поручили дальнейшие разработки по АПЛ с торпедным вооружением (проект 670). В частности, было рекомендовано довооружить подводную лодку новыми крылатыми ракетами подводного старта «Аметист». При строительстве, начатом в 1964 году, был применен ряд новых разработок для обеспечения скрытности судна. Через три с половиной года испытаний 5 ноября 1967 года первая в мире АПЛ с крылатыми ракетами подводного старта (с глубин до 30 метров и дальностью стрельбы до 80 километров) начала службу на Северном флоте.
В 1970 году за осуществление проекта 670 группа специалистов завода «Красное Сормово» была удостоена Ленинской премии. Отмечены и работники «Лазурита», в частности, начальник проектного отдела Альберт Постнов был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в 1974 году за проектирование спасательной подводной лодки проекта 940 и двух спасательных аппаратов — орденом «Знак Почета».

«Лучшая в мире»

Такую оценку дало руководство страны первой многоцелевой атомной подводной лодке «Барракуда» в 1999 году по случаю 150-летия завода «Красное Сормово». Кстати, американские военные журналисты, впервые увидевшие фотографию лодки в июне 1984 года, так отозвались о ней: «Они останутся непревзойденными в обозримом будущем».

История создания этой уникальной субмарины с титановым корпусом (проект 945) началась на «Лазурите» в 1971 году. Заместитель главного конструктора Альберт Постнов руководил разработкой рабочей документации. Строительство субмарины началось в 1974 году, и в июле 1983-го она была спущена на воду. При испытаниях в Баренцевом и Белом морях успешно сработала всплывающая спасательная камера, способная поднять экипаж даже с предельной глубины. Три автономных похода лодки показали ее высокую степень скрытности, а защищенность обеспечивала самый большой в мире подводный боекомплект.

АПЛ «Барракуда» и «Кондор» (проект 945А), спроектированные ЦКБ «Лазурит» и построенные на «Красном Сормове», надежно охраняли и охраняют морские рубежи страны. В марте 1995 года одна из субмарин проекта «Кондор» получила имя «Нижний Новгород».

Альберт Александрович с гордостью напомнил, что в свое время сормовичи всегда были на передовых позициях в подводном кораблестроении. «Добрым словом, — говорит Альберт Постнов, — вспоминаю коллег-тружеников главных конструкторов ЦКБ „Лазурит“ Зосима Дерибина, Владимира Воробьева, Николая Квашу, Александра Аменицкого, а также своих помощников Сергея Вощенкова, Владимира Рябова, Германа Царева, Зиновия Шенкмана, Владислава Усова, Льва Скрипина, Сергея Ногтева. Хочется верить, что завод сохранит славу сормовских кораблестроителей!»

Георгий ФЕДОРОВИЧ.
Фото из архива автора.

Справка «НН»

Первая в России бригада из 11 подводных лодок была сформирована в 1911 году в составе Балтийского флота. В Первую мировую войну 1914 — 1918 гг. они широко применялись для борьбы на морских коммуникациях. К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов имелось 212 подводных лодок.

В 1950-е годы с внедрением на подводных лодках ядерных энергетических установок они получили практически неограниченную автономность плавания. Уже к 1961 году советский флот имел 9 атомных лодок. А всего было построено 243 АПЛ различных классов и с учетом царской России свыше 1000 дизельных подводных лодок.

Кстати

Первая в мире атомная подводная лодка сошла в США с верфи Гротона (штат Коннектикут) 21 января 1954 года.

Следите за нашими новостями в удобном формате