Стандарты вытрясания

Стандарты вытрясания

Степень погружения

Как, не утонув в предметах, получить свою долю знаний?

Модернизация системы образования, которую активно ведет отраслевое министерство, то и дело ввергает общественность в смятение. Создается впечатление, что высокие руководители не могут четко сформулировать и разъяснить людям свои идеи. Однако всеобщее прояснение все же постепенно происходит.

Базовые перегибы

Ввергло в панику и даже рассердило премьер-министра предложение об ограничении старшеклассников тремя базовыми предметами. «Физкультура», «основы безопасности жизнедеятельности» и «Россия в мире» несомненно должны быть обязательны для всех, какую бы работу в будущем ни выбирали дети. Но есть обязанности средней школы обучать основам математики, русского языка, литературы, химии, биологии, физики. Воспитание эрудированного, с широким кругозором, культурного человека всегда было задачей русской школы. В последних двух старших классах шла и идет подготовка к поступлению в средние и высшие учебные заведения, обобщение и углубление пройденного. Про эти два года, собственно, и идет речь.

Слово «базовые» прозвучало так, что многие подумали: кто выберет русский язык, тот, дескать, два на два уже не умножит. Да и как можно требовать от незрелого ребенка сделать единственно правильный выбор на всю жизнь? Зная о наших вечных крайностях, можно предполагать и разного рода перегибы. В результате поднятой волны министерство срочно пересмотрело свои предложения, восстановило элементарную логику, переставило некоторые понятия местами. Базовое теперь то, что само собой разумелось, — общие знания по всем предметам, а по выбору-то, что нужно углубить. От обязательной физкультуры, как важнейшем уроке, способном оздоравливать наших зачастую хилых детей, тоже никто не отступается. Можно ее и уроком не называть, нормы не сдавать, но ходить на занятия и двигать мышцами, видимо, придется, чтобы совсем не закостенеть перед компьютерами.

От перемены мест…

А практически, как уже писала наша газета, среди инновационных проектов, которые реализуют лучшие учебные заведения Нижегородской области, можно найти примеры и опыт уроков по программе и в то же время углубленную работу группами, по интересам. Педагоги нынче относительно свободны, действуют по-разному, творчески. Опыт появился и в других регионах страны.

Однако депутатам Госдумы новшества, регламентируемые ведомством Андрея Фурсенко, показались чересчур новаторскими. Они поменяли местами «вес» частей предлагаемой общей образовательной программы. Восстановилась утраченная логика, для правильного понимания вроде бы все встало на круги своя.

В ближайшее время будут разработаны модели учебных планов, в которых четко пропишут предметы и степень погруженности в дисциплину. С их списками каждый сможет ознакомиться на сайте Минобрнауки.

По новой версии стандартов, предложенной Госдумой, школьникам не придется выбирать — физика, биология, химия, география, математика, русский, иностранный язык, литература, история. Школьники определятся с уровнем изучения отдельных предметов, а остальные выучат на привычном для учителей и родителей уровне. У учеников останется время на подготовку самостоятельного исследовательского проекта, что также станет обязательной частью обучения в старшей школе.

Предполагается, что первая апробация стандарта состоится в 2013 году, обязательным для всех школ он может стать с 2020 года.
Глава комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин в комментариях к новому стандарту особо подчеркнул, что все школьное образование останется бесплатным. А как быть со стандартами начальной школы, которые уже начинают действовать в 2012 году?

Между тем

Подгонят под иностранцев

Двухуровневая система высшего образования «бакалавриат — магистратура» будет массово внедряться в российских вузах в 2011 году, заявил на днях в ходе итоговой коллегии Минобрнауки России глава ведомства Андрей Фурсенко.

Он отметил, что сегодня невозможно предсказать потребность российской экономики в тех или иных специалистах на ближайшие пять — семь лет, поэтому высшее профессиональное образование в форме бакалавриата как базы является более предпочтительным, чем подготовка узких специалистов. «Уровневая подготовка в большей степени соответствует быстроменяющейся экономике будущего и в то же время делает российское образование более привлекательным для иностранцев», — сказал министр. По его словам, по ряду направлений подготовки будет сохраняться специалитет, то есть «советская» одноуровневая система высшего образования.

Мнения

Воспитать личность

Анатолий КОРОБКОВ, директор школы № 18 Нижнего Новгорода:

— Пока нет окончательного варианта стандартов для старшеклассников, трудно о них говорить. Не всегда понятно, что кроется за теми или иными положениями. По логике вещей сначала должен выйти новый закон об образовании, он определит государственный заказ, направления, по которым двигаться. Только потом правительство страны добавит к нему стандарты, а министерство образования региона — порядок их введения. Конечно, у нас бывает все наоборот, как уже происходит с образовательными стандартами младших классов. Но хотелось бы, чтобы серьезные решения были очень внимательно продуманы.

В нашей школе есть классы с углубленным изучением предметов. Пока разделяем 10 — 11-классников по двум направлениям: гуманитарному и точных наук. Составляется индивидуальный учебный план для каждой из групп, хотя и в том и в другом классе ни один из предметов не выпадает, изучается по школьной программе. По каждому предмету мы должны дать ребятам обязательный минимум знаний.
Старшие классы отличаются от основной школы направленностью на поступление в вуз, подготовку ученика к самостоятельной жизни. Конечно, культурный человек должен хорошо владеть знаниями не только по ОБЖ, истории, физической культуре, это очевидно. Воспитывая у детей интерес к разным областям наук, мы даем им то, что их делает разносторонне образованными личностями.

О тех, кто колеблется

Валентина ГРИГОРЬЕВА, педагог, мать двоих детей:

— В школе, которую недавно закончили мои близнецы, еще восьмиклассникам предлагалось сориентироваться, выбирать, что им интересно. Прямо в процессе учебы классы потока перестраиваются по интересам. Такое предварительное профилирование может варьироваться как угодно. Поработал, например, в группе, пристально изучающей языки, где идет общение со специалистами, организуются встречи с носителями языка. Не пошло, не понравилось, перешел к биологам, физикам… Передумывать, размышлять о будущем не возбраняется, и учителя, психологи, родители помогают вникнуть и понять себя. То, что казалось сложным, на деле вылилось в ясную систему выбора. Словом, к 10-му классу, когда реально нужно было решить, что изучать углубленно, на какие ЕГЭ по выбору ориентироваться, большинство ребят знали даже вуз, куда стремились попасть. Один из моих сыновей до последнего колебался, идти в консерваторию или заняться медициной. Он посещал общую группу для «колеблющихся» до самого выпуска, изучал предметы в равной степени по обычной программе средней школы. И тоже не прогадал.
Такой опыт, заменивший прежнюю профориентацию, есть не в одной школе и не только в нашем регионе. Оба мои сына стали студентами. Я думаю, что менять в образовании нужно многое, но не ломая, а постепенно перестраивая.

Ищу логику

Тамара ТОЛСТОУСОВА, преподаватель:

— Не понимаю, почему не остановиться на профильном образовании? Тоже не сахар, но все же… Есть дифференциация по сложности предметов. Когда я читала проект, у меня возникло три вопроса, на которые я не нашла ответа. Если так мало уделяется внимания математике как обязательному предмету, то как быть с обязательным ЕГЭ по математике? Как много 15-летних ребят твердо знают, кем они будут, чтобы плюнуть на изучение предметов, которые могут впоследствии им понадобиться? И как быть с реформой высшего образования, где даже на гуманитарных факультетах ввели изучение высшей математики? Как будет сдавать зачет гуманитарий, если в школе он математику практически не учил? Я просто не могу увидеть логики в том, что с образованием делали последние 10 лет. Хотя если предположить, что его просто уничтожают, то логика есть…

Негде в школе прилечь

Принятые нормы выполнимы не для всех учебных заведений

Новые, переработанные санитарные требования для российских школ уже утверждены, опубликованы и начнут действовать с 1 сентября нового учебного года. Авторы СанПиНов отнеслись к детям поистине с родительским вниманием и, судя по данным нормам, ребятам в школе должно быть предельно комфортно. Но придется поломать голову над тем, чтобы идеи заботливых разработчиков не остались на бумаге. Согласно санитарным правилам школьная территория должна быть огорожена забором, а продленка для первоклассников быть только с тихим часом. Причем спальни девочек и мальчиков раздельные, кроватки одноэтажные.

Мы обсуждаем эти и другие нововведения с директором школы № 100 Ленинского района Нижнего Новгорода Натальей Михолап.

— Нашей школе в этом году 70 лет, — говорит Наталья Евгеньевна. — Это старое типовое двухэтажное здание всего с 17 кабинетами, где учатся 600 детей. При этом школа востребована, в ней много прекрасных учителей, 15 из них — наши выпускники. В нашем микрорайоне, на Красной Этне, она просто необходима. Но мы уже знаем, что не сможем не только оборудовать спальни, но и организовать работу в одну смену, как требуют новые правила. Самое простое для нас, по чему можем отчитаться, — это забор (он есть) и озеленение пришкольной территории. Школа стоит в яблоневом саду, мы это ценим и бережем.

Мы внимательно относимся к учебным планам, поэтому сможем правильно распределить нагрузку учеников. У нас и сейчас в младших классах уроки занимают 21 час в неделю, в старших — не более семи в день. И носить тяжелые портфели наши дети не будут, это стало предметом заботы и обсуждения с родителями. Но вот все остальное…

Я думаю, что такие школы, как наша, а их треть в областном центре, необходимо перестраивать, реконструировать. Рядом с нашим зданием находится бывший детсад, в нем сейчас склад-магазин. Надо вернуть образованию это помещение. Недавно мы нашли в старых документах планы реконструкции, значит, задумки уже были, и неплохие.

Сейчас, что греха таить, потолки текут, два туалета довоенного образца на всю школу, теснота. Без продленки мы работать не сможем, тем более что школы переходят на полный день, меняются учебные стандарты. Дети, конечно, устают, и послеобеденный сон для малышей — это хорошая мысль. Выпуская в свет подобные документы, нужно думать о том, как старые школы превратить в современные.

Комментарий специалиста

Виктор ШМЕЛЕВ, начальник отдела областного министерства образования:

— Конечно, к любым требованиям нужно подходить разумно. Вопрос сложный, и многое, о чем говорится в СанПиН, относится к новым и вновь открываемым школам. Многие здания, например построенные в довоенное время, имеют ширину лестничного марша, противоречащую сейчас противопожарным требованиям. Лестницы предельно освобождаются, но расширить их невозможно. Так и здесь. Срочно все ломать и перестраивать, конечно, никто не сможет, действовать нужно будет в пределах финансирования. В школах проведут анализ существующих помещений, в зависимости от этого пойдет планирование дальнейшей работы. Ну, а за то, что можно сделать, по-новому организовав школьную жизнь, ответственность вряд ли станут снимать.

Справка «НН»

Действующие на сегодняшний день СанПиНы для школы были разработаны в 2002 году. В новых санитарных правилах и нормах прописаны требования к температуре и освещению в школьных помещениях, указана почасовая учебная нагрузка на каждом этапе обучения, определено время на школьные перемены и отдых. Даются размеры школьной мебели и площадей, указаны рекомендации по медицинскому обслуживанию.

Что касается здания, начиная со следующего года при проектировании, строительстве и реконструкции надо учесть, что выше третьего этажа должны размещаться административно-хозяйственные помещения, учебные помещения и кабинеты, посещаемые учащимися 8 — 11-х классов. (Ранее построенные здания эксплуатируются в соответствии с проектом.) А вместимость вновь строящихся или реконструируемых общеобразовательных учреждений должна быть рассчитана на обучение только в одну смену. В каждом классе не должно обучаться более 25 человек.

Учебная нагрузка для первоклассников должна составлять не более 21 часа в неделю, им рекомендуется не ставить оценок и не задавать домашних заданий. Образовательная нагрузка школьников должна быть распределена равномерно. Для обучающихся 2 — 4-х классов — не более пяти уроков, и один раз в неделю — шесть уроков за счет урока физкультуры при шестидневной учебной неделе, для 5 — 6-х классов — не более шести уроков, для 7 — 11-х классов — не более семи уроков.

В проекте документа говорится, что для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу. Объем домашних заданий по всем предметам во 2 — 3-х классах должен составлять полтора часа, в 4 — 5-х — два часа, в 6 — 8-х — 2,5 часа, в 9 — 11-х классах — до 3,5 часа.

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать для учащихся 1 — 2-х классов полутора килограммов, для 3 — 4-х классов — двух килограммов, 5 — 6-х — 2,5 килограмма, 7 — 8-х классов — 3,5 килограмма, для 9 — 11-х классов — четырех килограммов.

Следите за нашими новостями в удобном формате