Для жителей Нижегородской и Владимирской областей новый мост имеет большее значение, чем просто обычная и надежная переправа Без преувеличения историческое событие состоялось 8 сентября в Муроме, откуда в направлении Навашина началось долгожданное строительство мостового перехода через Оку.
Памятную капсулу в основание первой опоры будущего моста (о чем в предыдущем номере газеты сообщили "Нижегородские новости") заложили губернаторы двух соседних областей - Валерий Шанцев и Николай Виноградов.
О том, что мост в этом месте необходим как воздух, говорилось несколько десятилетий подряд. Более того, лет тридцать назад, казалось бы, дело сдвинулось с мертвой точки - начались проектные работы, но ввиду постоянной нехватки денег (а объект стоил и стоит недешево) все откладывалось до лучших времен. Пока же летом здесь соединяет берега Оки наплавной (понтонный) мост, который даже при максимальной загрузке может пропускать в день не более 1700 автомобилей.
Реальная же потребность составляет около 5 тысяч машин. В результате создаются такие пробки, что автомобили порой стоят сутками. Что уж говорить о дачниках, для которых попасть на свой участок, находящийся на противоположном берегу, становится неразрешимой проблемой. Или о предприятиях, ожидающих поставок сырья.
Весной и осенью ситуация еще хуже: пропускная способность парома, если он на плаву, намного меньше. А зимой водители, презрев все запреты и опасности, пересекают Оку на свой страх и риск прямо по льду. Количество несчастных случаев от такой бесшабашности растет с каждым годом
С другой стороны, лихачей можно понять: чтобы перебраться автомобилем на другой берег иным способом, нужно сделать крюк в 200 километров - сначала от Мурома доехать до Гороховца, выйти на московскую трассу, ведущую в Нижний Новгород. И наоборот.
Дело сдвинулось в прошлом году, когда 12 марта на совещании в Муроме председатель Совета Федерации Сергей Миронов твердо пообещал нижегородскому и владимирскому губернаторам финансовую поддержку в строительстве моста.
Обещание было выполнено.
По итогам тендера был определен генеральный проектировщик объекта, которым стало питерское предприятие "Трансмост", представившее проект вантового моста с пролетами между опорами не менее 220 метров, чтобы не помешать судоходству. Проект прошел необходимые экспертизы и был внесен в федеральную программу "Автомобильные дороги". А значит, обеспечен финансированием.
В будущем наш мост будет похож внешне на знаменитые Золотые ворота в Сан-Франциско или лиссабонские мосты "25 апреля" и Васко да Гама через реку Тежу. С такими же натяжными металлическими тросами между пилонами.
Правда, навашинский мост будет миниатюрнее - его длина составит 1 километр 393 метра.
Все-таки Ока здесь не такая широкая, как, к примеру, Тежу в том же Лиссабоне (там длина моста "25 апреля" составляет 3 км, а моста Васко да Гама - аж 11 км).
В первую очередь строительства помимо возведения самого моста общей стоимостью 2 миллиарда 855,6 миллиона рублей войдет прокладка подъездных путей с нижегородского и владимирского берегов.
С нашей стороны протяженность такого участка, включающего в себя возведение моста через реку Велетьму, составит 5,5 км (с владимирской стороны - 2,47 км). Финансирование строительства объектов будет осуществляться по следующей схеме: 90 процентов в виде субсидий придут из федерального бюджета, по 10 процентов на своих участках профинансируют бюджеты регионов.
Так как на нижегородском участке сметная стоимость строительства определена в 1 миллиард 915,7 миллиона рублей, то легко подсчитать, что бюджету нашей области стройка обойдется в 191,57 миллиона. Полностью первая очередь строительства должна быть завершена к 2009 году, хотя на презентации проекта было отмечено, что при строгом соблюдении всех графиков финансирования объект можно успеть сдать и к сентябрю 2008 года. Вторая очередь строительства - дорожного участка от окского мостового перехода до московской трассы в районе Гороховца - рассчитана до 2012-го.
Однако уже завершение одной первой очереди решит сразу целый комплекс проблем.
Мост (его пропускная способность составит 5 - 7 тысяч автомобилей ежесуточно) не просто свяжет два берега Оки, а позволит укрепить транспортные связи Нижегородской, Владимирской и Рязанской областей.
Увеличатся грузопотоки в южном и восточном направлениях, разгрузится московская трасса - на Казань можно будет ехать, минуя Нижний Новгород, а также будут выведены транспортные потоки из исторической части самого Мурома.
Выступая на церемонии закладки капсулы, губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев отметил, что новый мост послужит не только укреплению связей традиционно дружественных областей, но и даст серьезный импульс развитию логистики в обоих регионах, тем более что в Нижегородской области логистика определена одним из приоритетных направлений в стратегии социально-экономического развития. По сути дела, в недалекой перспективе мы получим дублера Московского шоссе. А новые магистрали - это новые грузопотоки, новые инвестиции, новые производства, новые рабочие места и налоги в бюджеты обоих регионов, которые можно будет направлять в развитие социальной сферы. Это и толчок для развития туризма.
Приветственные обращения к собравшимся зачитали от председателя Совета Федерации Сергея Миронова - его советник Владимир Бауэр, от председателя Государственной думы Бориса Грызлова - председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев. После этого два губернатора - Валерий Шанцев и Николай Виноградов, взяв в руки мастерки, торжественно заложили в основание опоры моста капсулу с обращением к потомкам, главная суть которого в том, что "это строительство позволит воплотить в жизнь долговечную мечту - соединить мостом Нижегородскую и Владимирскую области". Нижегородский губернатор орудовал мастерком так профессионально, что было очевидно: закладка новых объектов стала для него в регионе уже самым обыденным делом.
Олег СУХОНИН.
Муром - Навашино.
К С Т А Т И
При строительстве моста через Оку будут применяться новейшие технологии. Так, его 90-метровые пилоны впервые в России будут возводиться из предварительно напряженного железобетона (до этого вантовые мосты у нас строились только с металлическими пилонами).
Глубина бурения дна реки для установки оснований моста (диаметром 9 метров) составит 50 метров. Строителям (а генподрядчиком стройки был выбран московский "Мостотрест") предстоит установить 33,6 тысячи кубометров монолитного железобетона, смонтировать 5900 тонн металлоконструкций сталежелезобетонного пролетного строения, 225 тонн вантов.
Проезжая часть моста будет трехполосной (ширина - 11,5 м) плюс два тротуара по 1 ме