У нее сложилась счастливая актерская судьба. За полвека, отданные Нижегородскому (Горьковскому) театру драмы имени Горького, Эра Васильевна сыграла множество героинь, очень разных по характеру, темпераменту и социальному положению. Ей прекрасно давалась и классическая, и современная драматургия, а особо – горьковская. В любом образе она неизменно поражала зрителей великолепным пониманием стиля и эпохи.
Ей довелось работать с выдающимися режиссерами, среди которых Николай Покровский, Мейер Гершт, Борис Воронов, Ефим Табачников. Мужем актрисы стал прекрасный театральный художник Виктор Герасименко, удостоенный звания заслуженного деятеля искусств РСФСР, в последние десять лет своей жизни занимавший пост директора академдрамы.
И, конечно, публика ее обожала…
И все-таки театр.
Она родилась в семье нижегородских интеллигентов. Жили Сусловы на Краснофлотской улице, сравнительно недалеко от драмтеатра, и с детства Эра была неравнодушна к Мельпомене.
«Театр навсегда покорил меня не только силой своего искусства, но и тем, как резко он контрастировал с обыденной жизнью, – писала она в воспоминаниях. – В городе затемнение: ни одного фонаря, ни одного освещенного окна, только яркие звезды над головой и хруст снега под ногами. Подхожу к зданию театра, открываю старинную дубовую дверь, и меня ослепляет море огней. Ярко горит старинная люстра, освещены все ложи, а со сцены летят слова Шекспира в исполнении блестящих артистов. Полный аншлаг...
Много лет спустя я прочитала в одном из интервью Анатолия Папанова рассказ о его пребывании в Горьком. Папанов находился здесь после ранения. Посетив один из спектаклей Театра драмы, Папанов, по его словам, не мог забыть его десятки лет».
После школы Эра поступила на «французское» отделение института иностранных языков, но в 1943 году, когда открылась трехгодичная театральная студия при театре драмы, она, после долгих сомнений и колебаний, решила попробовать себя на сцене.
На нее сразу обратили внимание корифеи. Ее звали в Москву столичные режиссеры Евгений Радомысленский и Иосиф Раевский, в 1943 году приехавшие в Горький отбирать талантливых студентов для только что открывшейся при МХАТе
школы-студии. Легенда гласит, что один из них после прослушивания сказал: «Вот актриса с внешностью Анны Карениной!»
«Увидел» ее и великий Собольщиков-Самарин в 1944 году, после сдачи спектакля «Бедность не порок». Он остановил Эру в коридоре, задал ей несколько вопросов, а потом сказал руководству театра: «Обратите внимание на эту девушку!»
Поэт и муза.
В те же военные годы произошла еще одна замечательная встреча. Поздней осенью 1943-го в театр пришел молодой сержант, находившийся на переформировании в Горьком. Звали его Давид Самойлов. Увидев «девушку высокого роста с тонкой талией и пышными волосами – студентку театральной студии», хотел подойти, но не посмел. А в канун своего девятнадцатилетия, в январе 1944 года Эра Суслова получила письмо-треугольник: «Эра! Все письмо мое возникло из случайностей: я видел Вас случайно, узнал Ваше имя случайно, наконец, случайно узнал Ваш адрес… Я хотел к Вам подойти, но меня удержала дурацкая человеческая трусость… не буду даже просить о свидании. Если Вы захотите, оно состоится. Но не сейчас и не скоро. Но Вы должны мне ответить. Почему? Не знаю. Хотя бы потому, чтобы поддержать мою веру в чудеса». И – чудесные стихи.
Удивительное заключалось в том, что «свидание», действительно, состоялось – спустя сорок лет. Эра Васильевна совершенно случайно наткнулась на имя Давида Самойлова в «Литературной газете» и кусочки пазла сошлись: актриса поняла, кто был ее таинственным корреспондентом. И, когда готовился юбилейный вечер Сусловой, автор сценария юбилейного вечера Михаил Мараш, большой поклонник творчества Самойлова, услышав историю с письмом, высказал идею пригласить поэта на юбилей.
Он приехал, и была трогательная встреча с объятиями на сцене, под слепящим светом прожекторов, и дальнейшая дружба с трогательной перепиской.
Автор благодарит Нижегородский академический драматический театр им. А.М. Горького за содействие в подготовке материала.
Мария Федотова. Фото предоставлено Нижегородским театром драмы.
На фото: М. Горький. «Фальшивая монета». Постановка 1958 года, режиссер – заслуженный деятель искусств РСФСР М.А. Гершт. Полина – Эра Суслова (крайняя справа).