Из пионеров мы так и не выросли

Из пионеров мы так и не выросли

12 апреля — дата, которая очень много значит для россиян, да и для всей планеты. Полвека назад состоялся первый полет человека в космос. С тех пор немало сделано в освоении околоземного пространства, о чем уже так много рассказывали ветераны пилотируемой космонавтики во время визитов в наш регион. Но особый интерес у нас вызывают, конечно же, действующие покорители неба, те, кто сегодня, как говорится, в обойме. Один из них, ровесник космического века Федор Юрчихин, в ноябре 2010 года вернулся с МКС. Во время недавнего приезда в Нижний Новгород он показал нашим землякам фотографии, сделанные на орбите, и рассказал о своем «внеземном» опыте.

Гладко взлетать, да жестко садиться

— Федор Николаевич, первый свой полет в космос вы совершили на американском шаттле «Атлантис». С нашими «Союзами» разница есть?

— Безусловно, есть. «Союз» — корабль, рассчитанный на трех человек, он может взять не очень большое количество груза. На шаттле же помещается семь астронавтов, у них даже был полет с экипажем из восьми астронавтов. И груз он может поднять до 20 тонн. Но у нашего корабля есть преимущества: «Союз» может садиться в любую точку, а шаттл — только на специализированный аэродром. А вот взлетать на шаттле сложнее, чем на «Союзе», потому что это более мощная ракета, большие перегрузки. Приземление же на американском корабле переносится легче: там до двух с небольшим единиц перегрузки во время посадки, а у нас — до пяти.

— Во время второго полета у вас отказали все шесть бортовых компьютеров на российском сегменте МКС. Как вы вышли из положения?

— При внештатной ситуации космонавт — это руки и глаза земли. Есть, конечно, несложные внештатные ситуации, о которых земля просто не знает, мы их быстро исправляем. Но когда случается что-то серьезное, без ЦУПа не обходится. Вот так и здесь: произошла такая ситуация, которую никто не прогнозировал. Трое суток у нас ничего не получалось, но в конечном итоге специалисты разобрались, в чем дело. По их рекомендации мы установили в компьютеры так называемые жучки, похожие на те, что ставят на электрические счетчики. Нам нельзя было ошибаться, как и саперам, потому что надо было четко установить их в определенные разъемы. После этого компьютеры запустились.

— У вас постоянная связь с Землей?

— Связь с Землей осуществляется только тогда, когда мы летаем над нашими пунктами приема сигналов. У американцев же висят спутники-ретрансляторы, и у них практически круглосуточная связь. Когда-то в СССР на «Мире» была такая связь. Но здесь все упирается в деньги…

— Не совсем гладко завершился ваш второй полет: во время баллистического спуска экипаж испытал большие перегрузки. Что же произошло?

— Траектория посадки может быть разной. При автоматическом управляемом спуске эта траектория более пологая и перегрузки не такие большие: максимум пять единиц. При баллистическом спуске корабль закручивается вокруг своей оси, в результате траектория получается более крутая и перегрузка увеличивается до девяти единиц. В этом полете со мной был гражданин Малайзии Шейх Музафар, он по этому поводу хорошо высказался: такое ощущение, что слон наступил тебе на грудь.

На Марс — на все готовенькое

— Российские космонавты пока еще не были на Луне. Вы хотели бы там оказаться?

— Луна каждого из нас притягивает. Это наиболее реальная цель, если говорить о небесных телах. Другой цели нет.

— А как же марсианская программа?

— Полет на Марс — это все-таки отдаленное будущее. Если я доживу и увижу этот полет, то уже хорошо, но по моим прогнозам, состоится он нескоро. На Марсе нам пока делать нечего.

-То есть как?

— А что мы возьмем с одного полета? Назовите мне задачу, которую аппарат выполнить на Марсе не может, а человек — сможет. На первом этапе, на мой взгляд, нужны автоматы, на втором — роботы, чтобы подготовить плацдарм для человека. Они должны развернуть коммуникации, чтобы человек пришел, так сказать, на готовенькое. На третьем этапе нужно разместить на марсианской орбите сеть спутников. Это реальные задачи, и это наиболее безопасный вариант прихода на Марс. Прилететь, а для чего? Просто чтобы показать, что человек сможет туда добраться? Мы все-таки люди разумные, и разумно должны к этому подходить.

— Хорошо, но вот вы зачем в космос летали? Наверняка вы сами себе ответили на этот вопрос…

— Главное для человека — дорога. Если одна дорога закончилась, надо обязательно выйти на другую. Лично я могу дать ответ за каждый шаг на этой дороге, за каждый день пребывания на орбите.

-То есть ошибок у вас не было?

— Были, и они мне до сих пор снятся. Была бы возможность вернуться и исправить — я бы очень много отдал за то, чтобы это сделать. Иногда были просто элементарные ошибки. Усталостью они были обоснованны или чем-то другим — можно найти тысячу причин. Но я себе не могу этого простить.

Упускаем время

— Федор Николаевич, вам уже за 50. Почему в России нет молодых космонавтов, летают люди в возрасте в основном за сорок?

— Действительно, некоторые космонавты ждут полета десять лет, некоторые 15. Я не могу сказать, что подготовка раньше была хуже, что задачи были мельче. Нет, на «Мире» они были намного сложнее. При этом подготовка космонавтов от начала тренировок до полета была пять-шесть лет. Сейчас этот срок увеличился, это неправильно.

— Американцы пока пользуются нашими «Союзами», но они сейчас работают над своим пилотируемым кораблем…

— У них уже есть космический корабль — Х-37, который может летать в космосе больше 200 суток и возвращаться туда, куда ему надо. Самое интересное, он умеет менять орбиту. Когда корабль выходит на орбиту, его все отслеживают. Но когда он поменял угол наклона — а для этого нужно очень много топлива — он как бы делает нырок и появляется в другом месте. В первом полете его два раза все теряли из виду. Это говорит о чем? Во-первых, это очень хороший военный корабль. Во-вторых, поставьте на этот корабль систему жизнеобеспечения — и он завтра станет пилотируемым.

— А у нас планируется создать новый корабль?

— Сейчас много дискуссий на эту тему. Когда что-то будет и будет ли вообще, я не могу вам сказать. К сожалению, время уходит. У нас получился разрыв, в 90-е годы молодежь не пришла на предприятия. Сергею Королеву, когда его назначали на должность, было 40. Тогда серьезной проблемой было то, что он «старый». А сейчас возраст конструкторов какой? При всем уважении — не сделают они нового.

Егор ВЕРЕЩАГИН.
Автор благодарит Нижегородский планетарий за помощь в подготовке материала.

 

Любопытно

«Интимное» освоение

Секс в космосе — исследования подобного рода велись как в бывшем СССР, так и в США. Исследования репродуктивной сферы человека на орбите Земли начались с первого в мире космического полета женщины — Валентины Терешковой. Она пробыла на борту корабля «Восток-6» двое суток 22 часа и 50 минут, и сразу после возвращения на Землю ей была уготована роль подопытного кролика. Космос, многократные перегрузки, невесомость — как это повлияет на организм женщины?

Вскоре после полета состоялась «звездная свадьба» Валентины Терешковой и Андрияна Николаева, майора ВВС. Жизнь этой пары, прожившей вместе несколько лет и тихо распавшейся, была кошмаром: еженедельные медицинские осмотры, тесты, анализы. В 1966 году у них родилась дочь Елена, но это не принесло радости семье. Здоровый ребенок до совершеннолетия почти постоянно находился в медицинских учреждениях — исследования продолжались.
Генеральный конструктор Сергей Королев в 1965 году планирует облет Луны и запуск космического корабля «Восход» с тремя космонавтами на борту, среди которых должна быть подруга Валентины Терешковой Людмила Токова и ее муж — командир корабля. Супругам под наблюдением врача предстояло поставить невероятный по тем временам опыт — зачатие в космосе. Но этот полет не состоялся. Судьба космической четы сложилась трагически. Людмила так и не полетела, а ее муж погиб в 1967 году вo время наземных испытаний.

Американцы между тем проводили свои исследования. Джудит Резник и Роберт Маллейн первыми совершили половой акт в космосе во время миссии «Дискавери» в сентябре 1984 года. «Резник сразу после приземления была госпитализирована, — вспоминает Карен Смит, биолог, участвовавшая в руководстве полетом. — У нее началось кровотечение, обильное и болезненное. Сказались стресс и перегрузка». После возвращения с орбиты женщина находилась в лечебном учреждении два месяца.

Ученые из исследовательского центра Американского космического агентства (NASA) пришли к заключению, что в космосе размножение половым путем, вероятнее всего, будет невозможно. Вся проблема заключается в сильнейшей космической радиации, которая оказывает отрицательное влияние на зачатие и делает невозможным развитие эмбриона.

Вопрос о размножении в космосе возник в связи с тем, что полеты к другим планетам могут продолжаться десятки лет. А отсутствие возможности размножения естественным путем сводит на нет колонизацию дальних планет.

Между тем

12 апреля 1961 года состоялся первый полет человека в космос: пилотом корабля «Восток» был гражданин СССР Юрий Гагарин. Этому событию предшествовала крайне напряженная работа по созданию соответствующей техники, которую возглавил выдающийся конструктор Сергей Павлович Королев. Полет Гагарина был началом эры пилотируемой космонавтики, началом же космической эры принято считать запуск в 1957 году первого искусственного спутника Земли. Приоритеты нашей страны в этом направлении можно перечислять долго. Первая женщина-космонавт (Валентина Терешкова, полет состоялся в 1963 году), первый выход человека в открытый космос (Алексей Леонов, 1965 год), первый луноход (1970 год)…
Целый ряд предприятий нашего региона работал на космос, а многие наши земляки служили на космодроме Байконур и участвовали в исторических запусках. Есть у нас и свой космонавт — уроженец Борского района Вячеслав Зудов. В 1976 году он совершил полет на корабле «Союз-23» к станции «Салют-5».

Справка «НН»

Федор Николаевич ЮРЧИХИН летчик-космонавт РФ, инженер-механик. Родился в 1959 году в Батуми. В 1983 году окончил Московский авиационный институт. Работал инженером по космической тематике, а также координатором различных программ в ЦУПе. В 1998 году назначен на должность космонавта-испытателя отряда космонавтов РКК «Энергия». Совершил три полета к МКС: 7 — 18 октября 2002 года на шаттле Atlantis STS-112, 7 апреля — 21 октября 2007 года — на корабле «Союз ТМА-10», 15 июня — 26 ноября 2010 года — на корабле «Союз ТМА-19».

История

Улетели в вечность

27 января 1967 года экипаж, который должен был совершить первый пилотируемый полет по программе «Аполлон», погиб во время пожара в космическом корабле на старте в Центре космических полетов им. Кеннеди. Вирджил Гриссом, Эдвард Уайт и Роджер Чаффи стали первыми космонавтами, погибшими в космическом корабле.

Для отечественной космической программы 1967 год также оказался роковым. 23 апреля с космодрома Байконур стартовал новый космический корабль «Союз-1». Его пилотирование поручили одному из самых опытных советских космонавтов — полковнику Владимиру Комарову. Трагедия разыгралась на заключительном этапе полета. После входа космического корабля «Союз-1» в атмосферу должны были раскрыться парашюты. Парашютная система отказала. Со скоростью 644 км в час неуправляемый космический аппарат врезался в Землю… Полковник В.Комаров погиб мгновенно.
* * *
19 апреля 1971 года в СССР запустили на орбиту первую в мире долговременную орбитальную станцию «Салют-1». 6 июня 1971 года объявлено о запуске нового экипажа в составе: Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев. Программа полета выполняется успешно. Спуск… Когда группа поиска обнаружила спускаемый аппарат, все три космонавта были мертвы. Произошла разгерметизация кабины во время отстрела орбитального отсека.

  •  

Катастрофы буквально преследовали советскую лунную программу пилотируемых полетов. «Ракета Н-1», которая должна была доставить экипаж сначала из двух, а затем из трех космонавтов, никак не хотела взлетать. Раз за разом образцы этой ракеты взрывались на стартовом столе или в воздухе, разнося все вокруг. В феврале 1969 года ракета-носитель Н-1 впервые стартовала. Из-за пожара в хвостовом отсеке после 70 секунд полета она взорвалась. Вторая ракета Н-1 взорвалась при самом запуске, разнеся весь стартовый комплекс!

 

Много позже после этой трагедии в июле 1971 года была предпринята попытка третьего запуска отечественной ракеты Н-1: ракета закрутилась на старте, ее двигатели проработали всего 7 секунд, она также взорвалась.

Четвертый старт состоялся лишь в ноябре 1972 года. Ракета Н-1 через 70 секунд работы двигателя (опять 70 секунд!) вновь взорвалась: взрыв, как в первом, во втором и третьем случаях, произошел в хвостовом отсеке. Этой катастрофой была поставлена точка в советской лунной пилотируемой программе. В данном варианте она уже никогда больше не возобновлялась.

Следите за нашими новостями в удобном формате