Учеба на три "Т"

Учеба на три "Т"

Отличие нового федерального образовательного стандарта для старшей школы — появление трех «Т» — требований: к основной образовательной программе, к результатам освоения этой программы (и речь идет не только о пяти- или стобалльной оценке), к условиям реализации программы. Их вчера на пресс-конференции назвал начальник отдела дошкольного и общего образования регионального министерства образования Виктор Шмелев.

Семи пядей во лбу

Второе отличие — индивидуализация процесса обучения. Пока только процентов шесть современных старшеклассников учатся по индивидуальным планам. Но крен новых стандартов на индивидуализацию нижегородские специалисты оценивают положительно.

— Разработчики интегрированного курса «Россия в современном мире» предлагают в 10-м классе половину часов отвести на историю, другую половину — на экономику, социологию, демографию, географию, духовную культуру, — размышляет ректор Нижегородского государственного педагогического университета Лев Шапошников. — В вузе, где есть кафедры экономических теорий, есть социологи, культурологи, понятно, кто этот компонент будет преподавать. В школе же один учитель должен быть настолько широко образован…

Другая проблема: учитель в школе получает зарплату от объема нагрузки. Если у нас все время меняется: один девятый класс в этом году выбрал больше предметов естественно-научного блока, а на следующий год иностранные языки, то как будет планироваться нагрузка преподавателя? А проблемы с преподавателями физики, математики, иностранного языка есть уже сейчас, не говоря об острой нехватке учителей начальных классов…

Главный тормоз — финансовый

Широко дискутируется сокращение изучаемых старшеклассниками предметов до девяти-десяти. Фактически вся старшая школа становится профильной. Пока профильным обучением охвачены, по статистике, 42,6 процента старшеклассников. Но хотя некоторые до выпускных экзаменов решают, кем они хотят быть, сегодня ученики будут обязаны сделать выбор после десятого класса.

Появляются курсы интегрированные. Например, предмет «русский язык и литература». Но разработчики сегодня не могут представить программу такой интегрированной дисциплины.

Модернизация должна сопровождаться финансированием. Если в одном классе одна половина выберет гуманитарный профиль, а вторая естественно-научный, количество часов обучения увеличивается с 36 до 57. Откуда школе взять финансирование на 21 дополнительный час? Финансовое сопровождение — самый главный тормоз образовательного стандарта третьей ступени.

Однако, видя существующие проблемы, министерство образования Нижегородской области, безусловно, будет внедрять утвержденный стандарт в жизнь средних школ, подчеркивает Виктор Шмелев.

Елена ЦАРЕВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате