Выставка «Изнанка» фотохудожника Елены Агафоновой открылась в нижегородском Русском музее фотографии. Она приезжала на вернисаж из Санкт-Петербурга, а также провела мастер-класс для нижегородцев на тему «Создание авторских проектов».
Уютное историческое пространство фотомузея вместило в зале первого этажа яркую экспозицию. Ее главными героями стали неформальный Питер и горожане из обитателей тех самых знаменитых дворов-колодцев. Это – авторский взгляд Елены Агафоновой на среду и ее обитателей, жителей старых домов и архитектуру города.
Эстетичный, аристократичный черно-белый паноптикум, признание в любви городу и мимолетность изменений в каждом кадре. Хотя, признаться, все снимки – постановочные. Авторская серия состоит из 40 снимков, выполненных в бромосеребряной печати. Время создания – 1980-2000 годы, для автора период поиска себя в молодости. А увлекалась Елена многим. Подвизалась в скалолазании и самбо, училась в театре «Лицедеи» у Вячеслава Полунина. Окончила Ленинградский фотографический колледж, Институт философии и богословия, прошла трехлетний курс истории искусств при Эрмитаже. К тому же, она мама четверых детей и бабушка шести внуков.
Нижегородцам, впечатленным солидным и разнообразным списком достижений, в день открытия выставки было важно: с чего же начался ее путь в фотографии?
– В 17 лет я познакомилась с серьезными петербургскими мастерами фотографии и заразилась этим. Внешняя красота меня не очень привлекает. Интересны люди-личности и город, снятый словно из-за угла, из глубины, – рассказала Елена Агафонова первым зрителям.
– Цифрой я позанималась – и поняла, что все это не то, – продолжает Елена Агафонова. – Люблю снимать на пленку, а затем проявлять ее, когда заранее не знаешь – каким будет результат. Другое отношение к изображению, когда у тебя есть право на ошибку и риск: может получиться, а может – нет.
Загадочная фотопрофессия не перестает удивлять Елену, и трудно описать профессиональные приемы простыми словами:
– Очень нравится работать с людьми, через фотоаппарат постигать этот мир и себя. Вообще это – тайна. И если я вижу человека, которого хочется снять, долго думаю, как это сделать. Потом наступает момент, когда становится понятно: ну все, пора. Это на интуиции основано. Иногда во время съемки просто трясет, когда ты понимаешь – все совпало. Проявляла и плакала от осознания: получилось так, как я этого хотела. Фотография – один из самых сложных видов искусства. Даже сложнее, чем живопись. Она может сочетать в себе много всего, потребует от тебя невероятные качества, смелость и риск. Были такие периоды, что, знаете: руку отдам, но сделаю этот кадр. Настолько это был вопрос жизни и смерти. Я не могу без всего этого жить!
Увидеть «Изнанку» культурной столицы в Нижнем можно до 16 марта. 12+.
Ольга Плаксунова. Фото предоставлено РМФ.