Пятая заповедь. Что станет с тем, кто ее нарушит

Пятая заповедь. Что станет с тем, кто ее нарушит

«Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго прожил на земле»...
Если не забыли, Моисею были даны 10 заповедей, в которых первые важнее последующих. Первая заповедь – «Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим». Пятая – «Почитай отца твоего и мать твою». Вот такая иерархия.

Брат на брата, сын на отца.

Почитать родителей – значит, любить их, быть почтительным к ним, не оскорблять и не обижать ни словами, ни поступками; повиноваться им во всем, кроме советов, направленных против заповедей Христовых. Почитать родителей – значит, помогать им в трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время болезни и старости, а также молиться за них Богу, как при жизни их, так и по смерти.

Грех непочтения к родителям есть великий грех. По законам Ветхого Завета, злословящий отца или мать, наказывался смертью.

А еще в Библии есть такие строки: «Не мир я принес вам, но разделение. Теперь брат пойдет на брата, сын на отца, а отец на сына»... Неужели все было предопределено? Но читаю криминальную хронику только неполного марта, только одного региона и становится страшно. В Ленинском районе на улице Усиевича в одной квартире жили-были два родных брата. В ходе пьяной ссоры младший, 37-летний, нанес старшему, 39-летнему, «удар ножом в область грудной клетки». Так записано в материалах уголовного дела. И, как рассказывает старший следователь следственного отдела по Ленинскому рай­ону Нижнего Новгорода, капитан юстиции Светлана Елисеева, которой по долгу службы выпало расследовать это дело, сегодня подобное преступление не является из ряда вон выходящим.

– Пьяная бытовуха – едва ли не самый распространенный вид преступлений в наше время, – говорит Светлана Николаевна. – Брат убивает брата, сын – отца или мать...

В Павловском городском суде сейчас рассматривается уголовное дело об убийстве матери.

Из материалов дела: «По версии следствия, в декабре 2024 года в квартире дома на улице Полевой города Павлово Нижегородской области во время распития спиртного между обвиняемым и его матерью произошла ссора, в ходе которой мужчина нанес ей несколько ножевых ранений по телу. От полученных телесных повреж­дений женщина скончалась на месте происшествия...».

Что ждет сына, который нарушил пятую заповедь, теперь будет решать суд.

Однажды в Выксе.

Эта история началась в Выксе задолго до 12 марта. В семье, где родители растили и холили двух сыновей, неожиданно умерла родительница. Онкология – сущий дьявол, бывало, и помоложе косила людей. Здесь хоть дети успели вырасти и повзрослеть. Младший брат вообще покинул отчий дом, женился и стал жить своей семьей. А вот старший пошел по кривой дорожке. Вроде и профессию имел, работал крановщиком-монтажником, и все человеческое было при нем – руки, ноги, голова... А вот, поди ж ты, как с молодости связался с плохой компанией, так и по последний день пил, точнее до 12 марта сего года.

Отец, приведший в дом другую женщину сразу после похорон жены, конечно, недоволен был своим отпрыском, даже воспитывать пытался. Сожительница отца в их разборки не встревала, считала, что это их дело, семейное. Хорошо еще, против нее пасынок забрало не поднимал: нравилось ему, как она готовила, как хозяйство вела. А «пасынок» понимал, если бы не эта женщина, они бы с отцом пропали вовсе. Что-то рановато папаша стал сдавать. Он и раньше не блистал здоровьем, а как ушел на пенсию – совсем беда. Память стала слабеть с умопомрачительной скоростью. Врачи говорили, деменция, а сын в толк не мог взять, что за штука такая. Вот про онкологию он все знал. Видел, в каких муках умирала родная мать. Может, даже жалел ее, только виду не показывал. А у этого ничего не болит, но по нескольку раз на дню спрашивает об одном и том же, забывает, куда и что положил... Дальше было еще хуже. Свет забывал выключить, уходя из комнаты, газ, воду – кран забывал завернуть. Хорошо, жена его граж­данская вовремя оказывалась на месте. Да и вообще – заступалась за своего мужика: все-таки в городской квартире в райцентре жить – не у них в деревне грязь месить. А накануне того злополучного дня она уехала погостить к матери в Вилю – есть такой рабочий поселок у них в районе. Когда все приготовленное ею было съедено, двое мужчин – 66-летний отец и 36-летний сын – пересеклись на кухне. И тут началось!

О том, как сын оскорблял отца, слышали только соседи. 

– Сын орал на отца так, что через стенку было слышно, – рассказывала потом соседка. – Они еще с вечера начали скандалить...

– Когда ты сдохнешь, наконец?! – эту фразу они слышали особенно часто. 

Ну раздражал отец первенца своего, и очень сильно, тем, что немощен был и забывчив... 

Развязка.

Следователь Выксунского межрайонного следственного отдела СУ СКР по Нижегородской области, лейтенант юстиции Алексей Сергеевич Тотаев прибыл на место преступления в три часа ночи 12 марта, когда уже в квартире были и медики, и полиция. Оказалось, и скорую, и полицию вызвал сын-алкоголик, который к их приезду еще не окончательно протрезвел.

Пока врач скорой констатировал смерть, сын уже отвечал на вопросы оперативного сотрудника полиции.

– Он сам упал, – рассказывал сынок на голубом глазу. – Спросите соседей, он в последнее время с палочкой ходил, ноги не слушались...

Соседей, конечно, спросили. Но больше поверили заключению судебно-медицинского эксперта-криминалиста. На полутора страницах тот описывал прижизненные телесные повреждения 66-летнего мужчины – от разбитого лица до ступней.

– У него не было ни одного не сломанного ребра! – молодой следователь едва не перешел на крик. – Судя по всему, он бил отца руками, а когда тот упал, добивал ногами...

Но все это следствию еще предстоит доказать, потому что сын и сейчас, когда ему суд определил арест в качестве меры пресечения, твердо стоит на своем:

– Он сам упал...

– В настоящее время следователем СК России проводится комплекс необходимых следственных действий, направленных на установление всех обстоятельств произошедшего, сбор и закрепление доказательной базы, – рассказывает старший помощник руководителя СУ СКР по Нижегородской области, подполковник юстиции Ольга Круглова.

– Вину свою ранее не судимый подозреваемый до сих пор не признал, – подтвердил Алексей Сергеевич.

 «Всем сердцем почитай отца твоего и не забывай родильных болезней матери твоей. Помни, что ты рожден от них и что можешь ты воздать им, как они тебе?..»

«Любовь к родителям – естественное чувство каждого нормального человека, – а это уже говорит церковь. – Поэтому согрешает тот, кто холодно и равнодушно относится к возрастившим его. Явная холодность – это редко навещать дом родительский, когда отделился от него; чуждаться родительской заботы и ласки; не стараться жить рядом с ними, если это возможно; не заступаться за родителей, когда на них говорят напраслину или плохо отзываются. Противно сыновней любви не оберегать родителей от малейшей досады и неприятности, говорить и делать то, что может вызвать их гнев или раздражение, не быть предупредительным к родителям или говорить, «что ничем не обязаны родителям за их заботу и воспитание, потому что, это есть их прямой долг и обязанность». Всегда надо помнить, что жизнь, дарованная нам, есть такое благо, за которое дети не могут отплатить родителям никакими благодеяниями...».

Мир вздрогнул и застыл у гроба убиенного. Говорят, санитар морга, омывший кровь с разбитого лица, перекрестился, хотя до этого, по слухам, был атеистом. И над всей землей гулко раздается с небес строгий голос Всевышнего, обращенный ко всем нашим сыновьям и дочерям, которые выросли и теперь сами растят своих детей:

– Любишь ли, почитаешь ли, слушаешь ли своих родителей? Не обходился ли с ними грубо, непочтительно, не обманывал ли их? Не бранил ли за глаза, не осуждал ли их и, вообще, не обижал ли их чем-либо?

Татьяна Чинякова. Фото vk.com/su_skr_po_no

Следите за нашими новостями в удобном формате