В Павловском муниципальном округе, как и во многих районах Нижегородской области, в любом доме можно найти героя, отдававшего в годы Великой Отечественной свой труд Родине, на заводах и фермах, на строительстве оборонительных сооружений. Приближали Победу 21554 человека, жителя города Павлова и района. С войны не вернулось 9312. Многие пропали без вести, судьба их до сих пор не известна. А вот живущих ныне фронтовиков, встречающих 80-й юбилей Великой Победы, теперь совсем немного.
На танке – до Киева.
Виталию Петровичу Власову, радисту и танкисту 23 июня исполняется 100 лет. Только не с самого начала пришлось ему воевать. В 1941-м парню было всего 15 лет, но уже в 1943-м прямо на танке ворвался он в пекло Великой Отечественной.
Сейчас с ним дочь, которая старается во всем помогать своему родному ветерану. И сколько бы не минуло лет, Виталий Петрович не забывает тех дней, когда 17-летним юнцом попал в центр танкового сражения, успев пройти сквозь огонь и дым войны.
– Защищать Родину было делом чести нашего поколения, – говорит ветеран. – Мне было семнадцать лет и 9 месяцев, меня направили в школу радистов, изучать радиодело, чтобы достойно служить в войсках связи. Окончил обучение, и сразу меня направили в Челябинск, прямо на завод, выпускающий танки. Мы с товарищами получили новенькую боевую машину, и прямо на танке погрузились в эшелон, который повез экипаж на фронт. В танке я был стрелком-радистом, и 8 ноября мы прибыли в Киев. Стояли в обороне, участвовали в сражениях. Горячие были дни, и как ни старались сохранить машины, в боях потеряли два танка.
Орден Красной Звезды Виталий получил тогда, когда пришлось выскочить из горящей машины и вступить в ближний бой с противником. В результате на станции Типовичи вместе с товарищами молодой сержант вывел из строя три вражеских орудия, поразил 7 огневых точек противника, лично уничтожил 13 гитлеровцев. Один из его друзей погиб, другой обгорел, а Виталий остался жив, был ранен и далее служил наводчиком в самоходной артиллерии. Встретил Победу на Западной Украине, в городе Ровно.
После Победы до 1950 года не уходил со службы сержант Власов. Помогал охранять мир на земле. А когда вернулся на Родину, на свой Павловский автозавод, окончил курсы автоэлектриков, освоил токарное дело. Там, в одном из цехов, встретил любовь – девушку Варю, Варвару Наумовну, эвакуированную из Белоруссии. Она стала его женой и верной подругой на долгие годы.
С дочерью Виталия Петровича Натальей Витальевной мы рассматриваем старые фотографии, чудом сохранившиеся на войне: совсем мальчик в солдатской пилотке и больших сапогах бодро смотрит на потомков из далекого 1943 года. На другой фотографии – 1949 год, кончилась война, служит Отечеству паренек с красной звездочкой на ушанке, заряжает аккумуляторы для военных машин.
Сейчас Виталий Петрович считает дни до юбилея Победы. Придут к нему дети, три внука, три правнука, одного из которых в честь него самого назвали Виталием. Учится парень в автомеханическом техникуме, пошел по стопам деда, который послевоенную судьбу посвятил работе с механизмами, в транспортном надзоре – до самой пенсии. Вспомнят с ребятами, как ходили на рыбалку. Затянут они любимую песню ветерана «Дрозды», где уж больно нравятся ему строки «…для души поют, а не для славы».
Семь месяцев войны.
Заканчивалась война, наши войска уверенно шли на Берлин, штурмовать логово врага. К концу 1944 года была освобождена от захватчиков территория Советского Союза, но до окончательной победы еще оставалось более полугода.
25 октября 1944-го постановлением 6784 Государственного комитета обороны были призваны на службу те, кто родился в 1927-м. Пошел на войну и семнадцатилетний Саша Чалов. Он был старшим из трех детей в семье, уже работал в колхозе, помогал родителям. Перед войной Чаловы переехали из села Яковское Сосновского района в Павлово, там он учился в ФЗО медико-инструментального завода.
В ноябре был призван и направлен в боевой расчет 192-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона ПВО на железнодорожную станцию Завидово охранять от вражеских налетов Москву. Опасность бомбардировок столицы сохранялась до конца 1944-го. Затем дивизион направили на охрану Радвилишкиса, города в Литве. Наши войска тем временем продолжали громить врага в Восточной Пруссии. Немцы создали там мощную группировку, пытающуюся сковать силы Красной армии, идущей на Берлин.
...Смотрим по карте путь, который пришлось пройти под бомбами противника Александру Чалову. Долгая дорога к Победе сквозь всю Европу. С горечью утрат вспоминает Александр Иванович тех, кто пал на чужбине в последние дни войны.
Одну за другой отбивали атаки фашистских самолетов наши зенитчики, прикрывая инженерные войска, которые восстанавливали взорванные отступающим врагом переправы. В Городе Тильзит пришлось охранять стратегически важные объекты, мосты, по которым сплошной лентой двигались войска на Запад. Там и встретил Победу Александр Иванович.
С орденом Великой Отечественной войны, медалями «Жукова» и «За победу над Германией» после долгой службы на аэродромах Латвии, он вернулся в Павлово. Женился. На заводе проработал 51 год. Жена, дочь, сын, четыре внука, правнучка… Знают его и любят земляки, уважают в школах, где много раз проводил уроки мужества, рассказывая детям правду о войне. Александру Ивановичу Чалову в ноябре исполнилось 98 лет.
Под грифом «секретно».
Ветеран войны, инженер, художник, полковник в отставке Юрий Георгиевич Балакин долгие годы хранил молчание о своих фронтовых подвигах. Собственно, и теперь он о них не особо распространяется. Такова судьба всех, кто служил в контрразведке и в Великую Отечественную войну выполнял очень ответственную и весьма опасную работу.
Долгие годы все, что говорил Юрий Балакин о себе на фронте, укладывалось в короткое: «танкист». И только за давностью лет он снял гриф секретности со своей биографии.
Послевоенному поколению мало что известно о работе таких военных подразделений как «СМЕРШ» (смерть шпионам). Незаметно сформировался в нашем сознании образ суровых военных, выводящих на чистую воду скрытого врага. Но мы знаем, что киношный штамп обманчив. О настоящей истории «СМЕРШа» и его вкладе в Победу все еще не принято рассуждать. Контрразведчики вообще не любят громких речей – их деятельность не предполагала публичности.
В 1943-м активиста, комсомольца Юру Балакина призвали в армию и направили ловить диверсантов туда, где гитлеровцы с особым остервенением пытались повернуть вспять ход войны. Решение о создании Главного управления контрразведки Народного комиссариата обороны СССР было принято 19 апреля 1943 года. Во фронтовых условиях необходимо было осуществлять полный комплекс оперативно-разыскных мероприятий. Впервые после реорганизации свою силу «СМЕРШ» продемонстрировал во время Курской битвы. Благодаря действиям контрразведки для гитлеровцев остались тайной планы советского военного командования, а диверсионная активность в тылу советских войск сведена до минимума.
А противостояли советским контрразведчикам весьма опытные противники из спецслужб Германии, в том числе из абвера. За годы войны контрразведчикам удалось обезвредить около 30 тысяч вражеских агентов, более 3500 диверсантов и 6000 террористов.
Демобилизован Балакин был после Победы, спустя десять лет службы. В Ленинграде Юрий Георгиевич получил специальность топографа-геодезиста, работал в Горьком в институте «Электропроект», потом в «Атомтеплоэлектропроект», был учителем физики, математики и рисования. И где бы он ни трудился, чем бы ни занимался, убеждений своих не менял, предан Родине и умеет служить ей. А на праздник 9 Мая каждый год выходит с красным флагом Победы.
В деревне Венец на высоком берегу у озера Кусторка стоит дом, куда переехала семья Балакиных, выйдя на заслуженный отдых. Юрий Георгиевич будто после долгих странствий вернулся в родные края.
В музее, что расположился в местной библиотеке, можно увидеть его выставки картин. Рисовать любил всегда, но особенно занялся творчеством, когда открылись ему красоты Дальнего Востока, Приморья, где прожил с женой два года. В зрелом возрасте прошел курсы рисования. Пейзажи стали удаваться и на родных просторах Оки. Стала художником-бутафором и младшая дочь. Большая семья радует деда, знающего про войну, может быть, на шаг больше, чем готов рассказать.
Вера Чеботарева.