Богатый на события апрель спустя восемь лет вновь подарил нижегородцам встречу с Санкт-Петербургским государственным театром «Мастерская». Гастроли символично прошли на сцене ТЮЗа – ведь именно такой зритель, без закостенелых представлений о «правильном» прочтении хрестоматийной и новейшей классики, был необходим для их, непохожих ни на кого, спектаклей.
Оригинальное прочтение.
Уникальный театр, труппа которого состоит из учеников мастера – режиссера Григория Козлова, всегда предлагает современное прочтение известных авторов. Сломать постановочные шаблоны на этот раз они предложили в произведениях Шекспира, Гоцци и Довлатова.
Отлично разобранные тексты, психологическая проработка ролей и оригинальные формы удивляли и вызывали у зрителей споры. Небывалая для Нижнего Новгорода продолжительность спектаклей (более трех часов) вызывала определенные опасения. И, надо признать, не все зрители оказались ко всему этому готовы, но важно было настроиться на их волну, чтобы получать удовольствие и радоваться фантазии постановщиков в придуманной ими оригинальной театральной условности.
Так, похоронную процессию в спектакле «Ромео и Джульетта» сопровождали люди в медицинских масках (постановка 2020 года). А стычки враждующих семейств больше напоминали фанатские разборки «белых» и «черных», бессмысленные и беспощадные, в городе, наполненном чувственными страстями. В накаленной атмосфере, как спичка, вспыхнула страсть, но менее чем за неделю, предопределенно, погубила влюбленных.
Ведь если вспомнить, началось все со списка гостей в руках безграмотного слуги, показанного в каком-то инфернальном образе, а привело к развязке трагедии не доставленное вовремя письмо. Вот так слова на бумаге дважды сыграли роковую роль. Визуально поразили двухэтажные металлические декорации и подиум с подсвеченным «шахматным» полом, где разыгрывают свою партию взрослые, а расплачиваются жизнями их дети.
Маски и автор.
«Турандот» сыграли как «комедию масок» в ее изначальном площадном формате, общаясь с залом без «четвертой стены», хулиганя на грани приличия и читая рэп. Китай с Италией, Петербург с Нижним, капустник и высокий поэтический слог – все перемешалось и соединилось в гремучий коктейль, где царила гордая принцесса, избалованная отцом, а пробудил в ней настоящую любовь смелый Калаф. Очередной претендент на обезглавливание (местное развлечение на радость толпе) оказался вневременным героем, перед которым бессильны злоба и хитрость. Конфликт «отцов и детей» и здесь прозвучал остро, но победить в войне полов помогли только искренние чувства.
Финальным вечером театр предложил вспомнить о, пожалуй, самом известном петербуржском писателе конца прошлого столетия – Сергее Довлатове. Его судьба и творчество переплелись в сюжете, а перипетии жизни, эмиграция, отношения с родными и знакомыми, нашли отражение в остроумных новеллах. Поистине, словно Чехов ХХ века, писатель соединял грустное и смешное в коротких и глубоких произведениях, но без ностальгии по советскому прошлому.
Прекрасный и ужасный – белый лист, на котором рождаются и живут герои, место мучений, размышлений и творчества, стал прообразом центральной декорации в спектакле «Довлатов. P.P.S.». Автор то множился в персонажах, говорящих его словами, то обращался к зрителям в первоначальном воплощении, и вновь продолжал жить в очередной истории в исполнении следующего актера. Его возвращение на Родину произошло спустя годы – в книгах, фильмах и спектаклях.
Исполнителям было не так-то просто адаптироваться за три дня к условиям новой для них сцены и справиться со сложной акустикой пространства, огромным залом, в два раза больше их родного. Однако гастроли можно назвать достойно состоявшимися – число нижегородских фанатов «Мастерской» увеличилось и, надеемся, новой встречи с ними мы будем ждать недолго.
Ольга Плаксунова. Фото предоставлено театром.