Как говорится, не было бы счастья – да несчастье помогло. Когда директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Ольга Галактионова начинала работу над проектом «Сергей Коненков. XX век», ей пришлось констатировать, что в Москве очень немного выставочных площадей. Так родился совместный проект Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО и Нижегородского государственного художественного музея, в итоге реализации которого выставка произведений знаменитого скульптора и мыслителя Сергея Коненкова обосновалась в нижегородском Выставочном пакгаузе.
На перекрестке энергий.
– Пакгаузы – очень подходящее пространство для этой выставки. В любом другом месте она бы не выглядела так органично и так здорово, – отметила Ольга Галактионова.
Действительно, пакгаузы, волей случая вставшие на слиянии двух великих рек, в средоточии природных энергий, и замечательно приспособленные под нужды искусства – идеальная выставочная площадка. В том числе для наследия Сергея Коненкова. Хотя бы потому, что он – гораздо больше чем скульптор.
Народный художник СССР, «русский Роден», космист. Теософ и пророк, предсказавший Великую Отечественную войну – начало, окончание, и не только. Анализировал Библию. Тонко чувствовал стихии и изготавливал особенную мебель из древесных пней. Рисовал «космические» картины, по сути, представляющие собой эзотерические трактаты, по сей день отчасти засекреченные. Вел переписку со Сталиным, называя его в письмах «Иосиф, дорогой брат мой во Христе». Кстати, чтобы вернуть Коненкова (и его работы) из США в Москву, куда эмигрировал модный скульптор по приглашению наркома Луначарского, Сталин послал специальный пароход.
Одним словом, личность потрясающая, многогранная. И творчество соответствующее. В связи с этим при выстраивании экспозиции возникли сложности.
Более года работала куратор проекта Алла Есипович-Рогинская, формулируя концепцию. В итоге выкристаллизовались три тематических блока, неизменных и взаимосвязанных в творчестве Коненкова: религия, власть и язычество.
Отметим: искания Коненкова и формирование его мировоззрения пришлись на эпоху русских космистов. В одно время с ним активно работали мыслитель-космогонист Владимир Вернадский, создатель учения о ноосфере, Константин Циолковский, пионер мировой космонавтики; писатель-фантаст Александр Беляев, рассуждавший на тему светлой будущности человечества в глубоком космосе; композитор Александр Скрябин, истово сочинявший «Мистерию», по окончании исполнения которой естественным образом должен был схлопнуться, то есть закончить свое существование существующий мир. Коненков был из той блистательной плеяды. Но с небольшим отличием: монументальная скульптура – это не словесные прогнозы, не мечтания и не ребусы, но предельная материализация, во-площение.
Так что же увидел и материализовал, воплотил мыслитель Коненков?
Вечно живое.
Выполненные из разнохарактерных материалов – мрамора, дерева, гипса, бронзы – экспонаты выставки отобраны из коллекций Государственного Русского музея, Смоленского государственного музея-заповедника, Государственной Третьяковской галереи, Музея архитектуры им. А.В. Щусева, Нижегородского государственного художественного музея и других культурных учреждений и частных собраний.
У многих экспонатов свои интересные истории. Так, восьмисоткилограммовый «Пророк» Сергей Тимофеевич создавал в Италии под названием «Лазарь, восстань». Ради нижегородских гастролей объект впервые покинул Смоленский государственный музей-заповедник.
Из собрания НГХМ в экспозиции присутствует «Великосил». Это деревянный скульптурный портрет древнерусского богатыря из «Лесного цикла», созданного мастером в 1907-1909 годах и отсылающий знатоков к архаическому образу Святогора, которому «было тяжело от собственной силы».
Кстати, Коненков предпочитал дерево всем остальным материалам, причем не вырезал скульптуры, но бережно «высвобождал» их. Уважительно преклоняясь перед биологической жизнью, он выбирал для своих работ исключительно засохшие деревья.
– Наша выставка не похожа на проекты других музеев к юбилею художника. У нас получился уникальный проект для уникального пространства – Выставочного пакгауза. Это огромная совместная работа, которую проделали вместе коллеги из Нижегородского художественного музея и РОСИЗО.
И это второй совместный проект, который мы реализуем в пространстве пакгауза. Не последнюю роль в создании застройки выставки сыграл архитектор Сергей Чобан, который знает о пространстве пакгаузов абсолютно все, ведь именно под его руководством оно было создано, – отметил, выступая на открытии выставки, заместитель губернатора Нижегородской области Олег Беркович.
Выставка открыта до 22 июля. Посещение доступно, в том числе по «Пушкинской карте». 12+.
Мария Федотова. Фото министерства культуры Нижегородской области.