В прошедшую субботу улица-музей Кожевенная (в XIX веке она носила название Живоносновская) и прилегающие к ней территории стали местом проведения необычного фестиваля гастрономической (и исторической) реконструкции «Нижний базар».
В живых декорациях позапрошлого века, населенных самыми разными персонажами, прошла необычайная прогулка с остановками. Названия остановочных локаций, не говоря уж о наполнении, отличались остроумием и содержательностью: были организованы интерактивные экспозиции, фотозоны, мастер-классы, рассказы, а кое-где и дегустации. Элегантные юноши скрещивали шпаги, лавочники наперебой предлагали товары, а художники, вслед за Маковским, вышли на приволжский пленэр.
Есть что вспомнить.
Все это невероятное путешествие было объединено особой темой.
– За основу сценария мы взяли путевые заметки известных иностранцев, посетивших Нижний Новгород в XIX веке, – рассказала корреспонденту «Нижегородских новостей» автор концепции и куратор фестиваля Ольга Клевер. – Ведь то, что для нас обыденность, для иностранцев – уникальные особенности, которые они подмечали в своих дневниках. – Двери в Старый город открываются! Здесь, на Кожевенной, – кровь и слезы всего Нижнего Новгорода, его соль, – добавила она.
Среди именитых гостей города, оставивших путевые записки, были выбраны Александр Дюма, Льюис Кэрролл и Теофиль Готье. Все – блестящие литераторы и широко образованные личности, они были равно поражены и восхищены Нижним Новгородом. Читать их яркие заметки – сплошное удовольствие: Старый город, мгновенно оживая, так и просится наружу.
Александр Дюма посетил Нижний Новгород в 1858 году. Как известно, писатель создал роман «Учитель фехтования», вдохновившись историей декабриста Ивана Анненкова, проживавшего в Нижнем после сибирской ссылки, и приезжал, в частности, познакомиться с графом Анненковым и его супругой. И первым впечатлением гостя от Нижнего Новгорода стала Нижегородская ярмарка. «Перед нами открылось такое зрелище, что я ахнул от удивления», – признавался он.
Теофиль Готье – автор той самой фразы «А разве можно жить, не повидав Нижнего Новгорода?», причем написал он ее авансом, еще не повидав Нижний Новгород. В Нижний он приплыл пароходом в 1861 году, провел в городе несколько дней и оставил подробные записки, живо характеризующие быт и обычаи полуторавековой давности.
Льюис Кэрролл побывал в Нижнем Новгороде в 1867 году, приехав на поезде, причем не самым комфортным образом. Его впечатления от визита оказались, в общем, полярными, хотя писатель был человеком невзыскательным, снабженным здоровым чувством юмора. Так, по поводу гостиницы, где ему пришлось остановиться – то был дом Переплетчикова на Рождественской, 6, он же бывший кинотеатр Маяковского, – Кэрролл написал следующее: «Еда там была очень хороша, а все остальное – очень скверно» и помянул «постели, состоящие из досок, покрытых матрасом не более дюйма толщиной». А еще он написал вот что: «По приезде мы отправились в гостиницу Smerenovaya (или что-то в этом роде – поистине разбойничье место)».
По соседству с Двором чудес.
Когда-то во всех крупных городах были так называемые Дворы чудес. В Средние века так называли кварталы, заселенные, как говорится, асоциальным сбродом: нищими, бродягами, публичными женщинами, монахами-расстригами, поэтами – это была особая гильдия со своими законами и традициями.
Чтобы состоятельные горожане охотнее жертвовали деньги, нищие, в большинстве своем физически здоровые люди, подходили к делу профессионально, то есть беспощадно били на жалость, изображая из себя больных, слепых, хромых, преображаясь, в том числе, с помощью грима. Однако, возвращаясь в свои обители по окончании «рабочего дня», все «калеки» удивительным образом исцелялись.
Двор чудес был местом, для посторонних очень опасным. На той же Миллионке регулярно проводились оперативные мероприятия, то есть облавы, нередко с личным участием полицмейстера. Полицейский участок находился в эпицентре криминального района, на Кожевенной, 18 – а толку?
Впрочем, многообещающий «криминальный» потенциал места в данном случае стал лишь одним из слагаемых гораздо более широкого и разнообразного контекста.
Подрались для истории.
На фестивале была особо отмечена роль фотографа Максима Дмитриева. Это, кстати, он по просьбе Максима Горького создал серию уникальных снимков с типажами босяков.
Старт программы был дан на площади Народного единства, где располагался гостиный двор и по сей день стоит Бугровская ночлежка. Когда-то ее обитатели специально для Максима Петровича инсценировали драку, чтобы ярче передать атмосферу «разбойничьего места».
– Мы повторили культурно-исторический факт, – смеется Ольга Клевер. – Более ста лет назад босяки Миллионки имитировали для фотографа Дмитриева драку у ночлежки. На нашем фестивале «босяки» с нижнего базара позировали и имитировали драку для фотографа Дмитрия Штырова, который фотографировал по технологии времен Дмитриева.
Почем фунт чая?
В Обжорном ряду можно было попробовать «босяцкий Нижний» на вкус и послушать увлекательный рассказ об уличной еде XIX века.
На «Безумном чаепитии» зашла речь о чайной торговле плюс дегустация. Как известно, в том числе, из свидетельств знаменитых путешественников, Нижегородская ярмарка была важным «чайным» транзитным пунктом, и там, бывало, не обходилось без махинаций вроде контрабанды и подделки. Еще бы: чай стоил дорого! На Волге фунт модного заморского товара меняли не менее чем на 50 кило черной икры.
Откуда начался Нижний Новгород?
В церемонии открытия фестиваля «Нижний базар» на Кожевенной приняли участие почетные гости.
– Выражаю фонду «Земля нижегородская» от правительства и от себя лично большую признательность за работу, –произнес руководитель управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области Григорий Меламед. – Популяризация, в том числе и Миллионки, очень важна для развития объектов культурного наследия. Очень приятно, что развитие Кожевенной улицы сопровождается не только пешими походами и экскурсиями, но и подобными фестивалями, чем-то обоняемым и осязаемым, что можно вкусить и попробовать…
Открывал фестиваль гастрономической реконструкции Александр Сериков – почетный гражданин Нижнего Новгорода, руководитель культурно-просветительских проектов «Миллионка» и «Улица-музей», которые фонд «Земля нижегородская» реализует при поддержке АНО «Центр 800» и Фонда Потанина, администрации Нижнего Новгорода и областного правительства, выполняя поручение губернатора Нижегородской области по созданию на Кожевенной улице туристического ремесленного центра.
Улица Кожевенная наполняется арт-объектами, познавательными выставками, здесь проходят просветительские акции и благотворительные экскурсионные фестивали, и улица-музей постепенно превращается в культурный, ремесленный и туристический центр. Изучайте, знакомьтесь c улицей Кожевенной! Ее длина составляет не более 400 метров, но на каждом метре сегодня можно почерпнуть ценную информацию.
– Наверное, не совсем объективно воспринимать этот исторический квартал исключительно как место обитания «золотой роты», босяков и ночлежников. В процессе выставочной работы, изучения архивов, исторических исследований мы убедились, что место это является носителем 800-летней истории Нижнего Новгорода, богатой, героической, трудовой, – добавил Александр Сериков. И подчеркнул: именно в устье реки Почайны – на ее месте теперь пролегает улица Широкая – ступил основатель Нижнего Новгорода благоверный князь Георгий Всеволодович, заложив крепость на высоком берегу. Здесь началась история города.
Мария Федотова. Фото предоставлено организаторами.
Автор благодарит Ольгу Клевер за содействие в подготовке материала.