Рожденные с гаджетом в руке. В чем сила и слабость поколения Альфа

Рожденные с гаджетом в руке. В чем сила и слабость поколения Альфа

Детей, рожденных после 2010 года, называют поколением Альфа. Альфа растет в век бурного развития цифровых технологий. Первым словом нынешних детей может стать «Алиса», потому что с этим цифровым помощником в некоторых семьях общаются постоянно. 
«Цифровой мир глазами поколения Альфа, или Как технологии меняют детство» – эта тема живо обсуж­далась на конференции «Цифровая индустрия промышленной России» в Нижнем Новгороде и вызвала неподдельный интерес у родителей, по просьбе которых «НН» публикуют подробности состоявшегося на эту тему разговора. 

Гаджет друг и враг.

– Дети сегодня, образно говоря, рождаются с гаджетом в руках. Это неплохо, потому что технологии дают много возможностей, и особенно это важно для тех, у кого есть ограничения по здоровью. Например, слепые и слабовидящие ребята могут пользоваться компьютером, обучаться программированию. В то же время интернет – это опасная среда, которая способствует совершению  преступлений, – говорит председатель Альянса по защите детей в цифровой среде Елизавета Белякова. 

Если со взломами, кражами данных и другими технологическими угрозами компании успешно справляются, то сейчас начинают превалировать угрозы психологические, и это гораздо страшнее. 

После теракта в «Крокус Сити Холле» наблюдается определенный рост преступлений с вовлечением в них несовершеннолетних. Дети становятся жертвами вербовки, совершают взрывы, поджоги, а затем реально несут за это уголовную ответственность. Нередко подростки сталкиваются с шантажом, с принуждением выслать фотографии интимного характера. Увы, число таких преступлений растет. Мошенники сначала создают иллюзию дружбы и доверия, используя игровые сюжеты и квесты, а затем переходят к психологическому давлению, шантажу. Мошенники пугают тем, что данные о человеке уже известны, угрожают убийством близких и требуют интимные фотографии. 

Еще один способ вовлечения детей в преступную деятельность – это предложение заработать. Многие подростки хотят работать и вовлекаются в мошеннические схемы. Ответственные сервисы, напоминают о том, что не стоит переходить по ссылкам, общаться с работодателем в мессенджерах. 

Контроль – гарантия спокойствия.

Альянс по защите детей в цифровой среде вместе с лабораторией Касперского активно продвигает систему родительского контроля. 

– Мы ведем просветительскую работу при поддержке Министерства цифрового развития, Министерства просвещения. Например, в этом году обновили специальный раздел на госуслугах со ссылками на бесплатные сервисы для родителей, которые позволяют защитить детей, запустили платформу Цифротека, где тоже постоянно обновляем информацию по актуальным угрозам и рассказываем, как с ними бороться. 

К сожалению, даже у суперответственных родителей дети могут стать жертвами мошенников. Подростки, как правило, боятся признаться в том, что они попали в беду. Поэтому родителям стоит чаще говорить со своими детьми. 

– Если с детьми изначально доверительные отношения, то они вряд ли станут жертвами преступлений или совершат что-то противозаконное, – считает Елизавета Белякова. 

– Давайте честно ответим на вопрос: кто является инициатором того, что у ребенка появился гаджет? Это делают сами родители, потому что хотят быть на связи со своими детьми. Большая часть родителей хочет знать, где находится их чадо в данный момент или обсуждать какие-то бытовые вопросы, интересоваться, как дела у сына или дочери. Это позволяет родителям испытывать, образно говоря, «цифровое спокойствие», – включается в диалог руководитель направления по детской онлайн-без­опасности лаборатории Касперского Андрей Сиденко.

Гаджет сегодня – это еще поддержка эмоциональной связи, позволяющий и взрослым, и школьникам делиться своими текущими новостями. Например, 32% родителей обмениваются различными смешными видео или мемами со своими детьми. 

Помощник в общении.

Согласно исследованию, которое провела лаборатория Кас­перского, 73% учащихся средней школы состоят в чате, в котором есть и одноклассники, и учителя, что позволяет выяснять различные вопросы, связанные с учебой. 

Также у современных детей есть чаты с друзьями, каждый третий ребенок уже в возрасте от 7 до 10 лет создает такие чаты самостоятельно, а среди старшеклассников они есть у 77%. 

Еще есть семейные чаты, в которых общаются только члены семьи непосредственно, или близкие родственники. 

Стоит отметить, что четверть детей (23%) недовольны содержанием чатов, в которых они состоят. Там может быть слишком много различных сообщений, часть из которых не по существу, или в них присутствуют агрессивные комментарии по отношению к другим пользователям. 

– Казалось бы, причем тут безопасность?  Телефоны и популярные сервисы, которыми пользуются дети, наиболее часто подвергаются атакам мошенников. Задача преступников – получить доступ к информации, украсть данные. Они занимаются распространением вредоносных файлов, фишинговых ссылок. Поэтому очень важно объяснять ребенку, для чего используются защитные решения, почему важно повышать цифровую грамотность, и объяснять, какова ее роль в том, чтобы оставаться в безопасности, работая с контентом в интернете, – отмечает  Андрей Сиденко.

Еще один важный вопрос, который поднимался во время дискуссии, – как трансформируются традиционные модели образования и какие навыки будут определяющими для поколения, которое учится в основном через экран? 

Жить своим умом.

По словам заместителя директора ОАНО «Сколка» Наталии Копытовой, сегодня  стоит задача обогащения образовательных сервисов технологическими решениями, которые позволят в будущем и с привлечением рекомендательных систем выстраивать персональные образовательные модели для детей. Также важно обеспечить доступ учащимся именно к верифицированному (проверенному) контенту, так как дети – самые прогрессивные пользователи технологий. 

– Если спросить любого ребенка нашей школы, пользуется ли он системами языковых моделей, он скажет: «Да». Ответ на вопрос, делает ли он домашнее задание с использованием искусственного интеллекта, тоже будет положительным. Стоит задача создания новых образовательных практик, а главное, системы измерения образовательных результатов с учетом использования цифровых инструментов, – считает Наталия Копытова.

Необходимо декларирование правил использования искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной среде. Буквально каждый учащийся должен понимать, в каких ситуациях и как можно ИИ использовать. 

– Что касается актуальных навыков, то я вижу три важных группы, – говорит Копытова. – Первая из них должна отвечать требованиям Эммануила Канта, который 250 лет назад писал, что нужно иметь мужество пользоваться собственным умом.

Вторая группа навыков связана с опытом ребенка. Все больше и больше образовательный процесс движется в сторону практики, то есть ценится умение применять полученные знания. 

И третья группа навыков связана с развитием эмоционального интеллекта. Очень важно развивать критическое мышление,  креативность. 

Предприниматель, основатель  молодежного СМИ Детская редакция и школы Детской редакции  Ольга Трубачева обратила внимание на то, что дети с гаджетом в руке сегодня не обладают самыми простыми навыками, необходимыми для коммуникации. Им сложно пересказать текст, выделить в нем главное, поддержать диалог, сформулировать аргументы, например, для дискуссий или переговоров. Дети научились выбирать правильный вариант ответа из предложенного. Это не шутка, когда у ребенка спрашивают, что ты будешь на обед? А он парирует: «Какие есть варианты ответа?». В век технологий мы стали меньше общаться, следовательно,  меньше думать, размышлять, от этого страдает  устная, письменная речь. 

С другой стороны, поколение Альфа, по многим исследованиям, формально более образованно, но менее практически приспособлено. Школе не хватает  реального живого кейса, причастности к решению реальных насущных задач, стоящих перед участниками экономической индустрии, обществом. Важно повышать информационную грамотность педагогов, чтобы нивелировать разрыв между тем, что умеют дети и что умеют учителя.  

Цифра.

Согласно исследованиям, каждый четвертый подрос­ток в учебе использует искусственный интеллект. Больше 42% детей старше восьми лет уже имеют собственные планшеты, телефоны. Школьники от восьми  до 12 лет проводят в гаджетах около четырех часов.

Соцопрос.

Больше половины россиян (66%) выступают за родительский контроль детей и пожилых родственников в интернете. Таковы данные опроса, в котором приняли участие  8200 человек из разных регионов России.

Опрос проводился Почтой Mail совместно с компанией «Доктор Веб» среди читателей портала Hi-Tech Mail в мае этого года.

Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате