Николай Федотов: «Я занимаюсь историей, а не мифологией»

Николай Федотов: «Я занимаюсь историей, а не мифологией»

Существует немало историй и баек, связанных с Павловом. Признаться, я как журналист при исполнении созванивалась с краеведом Николаем Федотовым с изначальной целью «раскрутить» его на что-то эдакое, сенсационное. Но Николай Борисович на провокации не повелся и рассказал лишь то, что подкреплено достоверными данными. 

Николай Борисович  – коренной павловчанин. Окончил с красным дипломом исторический факультет ННГУ, с 2002 до 2023 года работал директором Павловского исторического музея. Сейчас пишет книги, водит экскурсии. 

«Я занимаюсь историей, а не мифологией, – пояснил он. – Да, у многих городов существуют свои «истории», но если начать их разбирать и доискиваться – окажется, что за ними пусто, просто деревенские фантазеры напридумывали невесть знает что. В своей работе я стараюсь придерживаться исключительно объективных данных. Слава Богу, таковых достаточно».

И вот образ Павлова, родины полуанекдотических лимонов с канарейками да гусиными боями, истаял, лишился туристического морока и возник заново как старинный русский город мастеров, чрезвычайно искусных в замочном и ножевом промысле, живших счастливо и красиво. И сам собой возник вопрос о музее, хранящем истинную историю. 

Сохраняя бесценное.

– На момент моего появления в музее хозяйственная ситуация там была из рук вон плохая, – вспоминает Николай Борисович. – Коллектив крошечный, фонды – огромные. Кстати, Павловский музей по объему фондов самый большой из районных музеев Нижегородской области. Четыре года в музее не работало отопление, во флигеле – все восемь, охранная сигнализация срабатывала через раз, пожарная не работала вовсе. Пришлось засучить рукава…

Практически сразу пришлось включаться в экскурсионную работу – это не представило сложности, благо с 1997 года я водил со своими учениками экскурсии – и по Павлову, и выездные. Плюс пошла интенсивная выставочная деятельность, и в итоге наш музей стал одним из тех, которому удалось на протяжении десяти с лишним лет выставляться на площадках федерального уровня, включая Государственный исторический музей. Наладились связи с мастерами НХП, а также – что важно для нас, павловчан – с потомками семьи Фаворских. В массах больше известно имя знаменитого павловчанина, выдающегося химика-ученого, Героя Соцтруда Алексея Евграфовича Фаворского. Я же сошелся с московскими представителями фамилии – это ветка Владимира Андреевича Фаворского, знаменитого художника-графика, народного художника СССР и лауреата Ленинской премии. Выставки работ художников этой семьи мы проводили в Павлове неоднократно, и бывали случаи, когда в нашем провинциальном, районном музее выставлялись графические листы с пометками на обороте, что они экспонировались в Третьяковской галерее. 

В 2016 году, когда отмечалось 450-летие первого письменного упоминания Павлова, я написал книгу «Павлово. Из прошлого в будущее». Эта книга практически сразу стала библиографической редкостью и была отмечена как лучшее издание по истории края в категории «История городов и сел Нижегородской области». Летом 2025 года читающей публике был представлен «Павловский историко-культурный путеводитель» – его презентация состоялась недавно в нижегородской Ленинке. Значительная часть путеводителя состоит из описания туристических маршрутов по городу Павлово с указанием конкретных объектов, памятников истории и архитектуры. То есть, говоря проще, можно взять этот путеводитель, приехать в Павлово и ходить, листая страницы, где все показано и описано.

В руках царской фамилии.

– В свое время Павлово было дворцовым селом, то есть принадлежало царской казне. Дало ли это какие-либо преимущества в развитии?

– Ну, это дело давнее. Павлово, собственно говоря, именно в этом качестве впервые упоминается в письменном документе, датированном апрелем 1566 года – в грамоте Ивана IV, 

причем не просто как дворцовое село, а как административный центр царской отчины Павловских дворцовых сел. Вообще у нас тогда на территории современных Павловского, Сосновского и Богородского округов преобладали дворцовые села.

Потом, по завершении Смутного времени, когда нужно было раздать слонов и пряников победившей романовской партии, эти села пошли в руки частным лицам. Главные населенные пункты Павловского округа – сначала Ворсму, а следом и Павлово – получил князь Иван Борисович Черкасский, двоюродный брат царя Михаила Федоровича. Южная часть района, что ближе к Ваче, досталась родному дядюшке царя, Ивану Никитичу Романову. Территории ближе к будущему уездному городу Горбатову, так называемую Кожуховскую округу, получил боярин Федор Иванович Шереметев, который, в свою очередь, был женат на сестре князя Ивана Борисовича Черкасского, то есть тоже царский свойственник, пусть и не родня по крови. Ну и наконец, когда из польского плена в 1619 году вернулся родной батюшка царя Михаила Федор Никитич, в монашестве Филарет, назначенный патриархом всея Руси, он тоже не был забыт. Ему досталось село Большая Тарка и еще несколько деревенек, до Екатерины Второй входившие в Муромский уезд, а затем воссоединившиеся с уездом Горбатовским.

Павлово цветущее и поющее.

– Николай Борисович, Павлово считается центром любительского цитрусоводства на Нижегородчине. Скажите, пожалуйста, откуда пошли знаменитые павловские лимоны народной селекции?

– Точных данных по этому вопросу нет. Существует байка, согласно которой в середине XIX века лимоны – точнее, их черенки – привез в Павлово из Турции Иван Семенович Карачистов, бывавший там по торговым делам. Имеется и «подтверждающая» эту версию фотография с сидящим человеком, сделанная в азиатской части Стамбула; представители рода Карачистовых сделали вывод, что это, собственно, и есть Иван. На самом деле это его старший брат Александр, который действительно на протяжении 20 с лишним лет торговал в Турции павловскими висячими замками. Иван был намного моложе. И все же фотография – еще не доказательство, тем более что в литературе второй половины XIX века ну просто какой-то заговор молчания: нет ни одного упоминания лимонов! Хотя авторы, писавшие о Павлове, в те же времена не раз называли ряд декоративных комнатных растений. Например, Петр Боборыкин упоминает, что в доме у крестьянина-кустаря, владельца небольшой мастерской – в том доме Петр Дмитриевич жил, когда останавливался в Павлове – посреди комнаты возвышалось громадное фиговое дерево, инжир то есть. Николай Николаевич Златовратский пишет, что у павловчан на окнах изобильно цвели герани и фуксии. Короленко вспоминает крестьян, которые разводили цветы у себя в крохотном палисаднике.

Расцвет цитрусоводства в Павлове пришелся на ХХ век. Процветают у нас лимоны по сей день.

– А как насчет еще одного экзотического дела, канареечного?

– Да, Павлово, действительно, было центром коммерческого разведения канареек, причем певчих – кенарей. То есть нередко в избе павловского кустаря шла слесарная работа, визжали пилы и гремели молотки, а вверху, на чердаке, безо всяких клеток перепархивали между жердочками канарейки, которых хозяин при необходимости отлавливал и продавал.

Любители канареек существуют в Павлове по сей день, у них есть свой клуб «Дубровник».

Впрочем, Павлово было отнюдь не единственным в этом роде. Разведением канареек занимались, например, в Подмосковье, в граде Богородске: это не наш Богородск, а другой, который сейчас носит имя Ногинск. На коммерческие рельсы было поставлено разведение канареек в Калужской губернии в имении Гончаровых – семьи жены Пушкина, и еще в нескольких населенных пунктах в Калужской губернии и соседней Тульской. Вообще, в России иметь канарейку – декоративного питомца – считалось признаком известной зажиточности, бытового благополучия.

– Николай Борисович, если вдруг выдался свободный день – стоит ли съездить в Павлово? Мимо чего никак нельзя пройти?

– Съездить стоит обязательно, тем более если вы в Павлове еще не были. Это один из наиболее своеобразных исторических населенных пунктов Нижегородской области, и с ним мало что может конкурировать. 

Никак нельзя пройти мимо, в первую очередь, исторического музея. Здание само по себе красивое, интерьеры великолепные и, конечно, потрясающая экспозиция, которая удивит любого. 

В двух шагах от исторического музея – Музей ножа, тоже место интереснейшее! Ну и, наверное, имеет смысл съездить в цитрусовый питомник, на городской окраине их несколько. Да и просто пройти по историческим улицам с путеводителем… 

Беседовала Мария Федотова. Фото Николая Федотова.



Следите за нашими новостями в удобном формате