С сентября 2025 года вступили в силу новые правила, облегчающие процесс прикрепления к новой поликлинике и смены врача. Ранее только лишь в нескольких регионах нашей страны это можно было сделать не выходя из дома через портал «Госуслуги».
Новая онлайн-услуга.
Теперь, с 1 сентября 2025 года, вступает в силу новый приказ Минздрава РФ, который устраняет это неравенство и обязывает все регионы предоставить своим жителям возможность прикрепляться к поликлинике и менять выбранного доктора как в привычном бумажном виде непосредственно в медорганизации, так и через личный кабинет на «Госуслугах».
– Личное посещение поликлиник для оформления прикрепления часто становится препятствием к получению своевременной и качественной медицинской помощи по ОМС. Новые правила и сервисы «Госуслуг» направлены на повышение доступности медицинской помощи для каждого застрахованного, – считает председатель Фонда обязательного медицинского страхования Илья Баланин.
По действующим правилам каждый гражданин РФ имеет право на замену поликлиники один раз в год. По словам заместителя генерального директора страховой медицинской организации «Капитал-МС» Антона Устюгова, это позволяет прикрепиться не только к поликлинике по месту жительства (по месту регистрации), но и к любой другой, удобной для пациента, например, рядом с работой или там, где работает врач, который нравится.
Но есть важные условия – такая поликлиника должна оказывать первичную медико-санитарную помощь и в выбранном медучреждении не должны быть превышены нормативы по количеству прикрепленных пациентов.
Алгоритм замены.
Зарегистрировать заявление на «Госуслугах» несложно. Всем гражданам РФ старше 14 лет нужно указать данные паспорта, медицинского полиса и СНИЛС (при наличии). Для онлайн-прикрепления к поликлинике ребенка потребуется предоставить данные свидетельства о рождении, номер полиса ОМС и СНИЛС (при наличии). Отдельно новый приказ Минздрава детально регламентирует, какие документы нужны для прикрепления людям со статусом беженца, иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Медицинская организация должна рассмотреть заявление о новом прикреплении в течение двух рабочих дней. Затем в личный кабинет «Госуслуг» придет уведомление о подтверждении (или обоснованном отказе) данного запроса. В случае, если будет принято положительное решение, больше ничего делать не нужно – специалисты поликлиники сами направят все необходимые документы в соответствующие службы для внесения изменений в регистр застрахованных лиц и снятия вас с учета в предыдущем медучреждении.
С этого момента можно наблюдаться в новой поликлинике столько по времени, сколько захотите (но не менее года).
– При переезде в другой регион важно помнить, что меняется территория страхования. Если страховая медицинская организация, выдавшая полис вам ОМС, представлена в новом месте проживания, то достаточно выбрать для обслуживания нужный филиал. Но, если она не работает в этом регионе, нужно выбрать новую. Никуда ходить не нужно, уточнить территорию страхования или выбрать новую страховую компанию можно на портале «Госуслуг».
Какие страховые медицинские организации работают в регионе – эта информация есть на сайтах Федерального фонда ОМС, территориальных фондов ОМС, или уточнить это можно, обратившись за консультацией к своему страховому представителю. После того, как полис ОМС будет зарегистрирован в новом месте проживания или будет выбрана новая страховая компания, можно заняться прикреплением к поликлинике, – разъясняет Антон Устюгов.
Когда могут отказать.
При любых сложностях, возникших при получении медицинской помощи, в том числе при отказе в прикреплении к поликлинике, стоит обращаться в свою страховую медицинскую организацию.
Эксперты ОМС напоминают, что, если выбранная вами медорганизация уже перегружена, или регион прикрепления по полису ОМС отличается от региона проживания, или прошло меньше года со дня последнего прикрепления (при отсутствии смены места жительства), то, к сожалению, может быть отказано в прикреплении. Отказ в таком случае правомерен, но при этом должен быть официально подтвержден.
Для того чтобы связаться со своей страховой компанией, посмотрите ее название (в личном кабинете «Госуслуг» или на вашем полисе ОМС, там же, как правило, указаны и необходимые контактные данные либо их можно уточнить на сайте страховой компании). Далее необходимо позвонить по телефону контакт-центра и изложить проблему. После вашего звонка страховой представитель предпримет необходимые действия – свяжется с медицинской организацией или с органом управления здравоохранением для решения вашей проблемы.
Важно!
Менять прикрепление чаще одного раза в год можно лишь в случае изменения места жительства. При этом не важно, произошел переезд между районами одного города или между регионами.
Подготовила Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.