В вопросах воспитания школа и родители должны выступать единым фронтом. Отныне это не просто красивые слова. Лучшие родительские инициативы в школах теперь поддерживает государство. На эти цели президент России Владимир Путин выделил из резервного фонда 1 миллиард (!) рублей. Грантовую поддержку получают проекты, отобранные в рамках конкурса инициатив родительских сообществ, который проводят российское общество «Знание» и Министерство просвещения.
О том, как написать заявку и получить материальную поддержку, на окружном форуме «Родители онлайн 2.0» рассказала директор по работе с образовательными организациями российского общества «Знание» Альбина Бикбулатова.
Миссия – просвещать.
Лектор напомнила, что российское общество «Знание» было образовано в 1947 году для того, чтобы рассказывать о том, чем живет и гордится наша Родина. И сегодня миссия организации остается неизменной.
Лекторы в очном и онлайн-формате занимаются просветительской работой: рассказывают о научных достижения, о том, какие есть возможности роста для детей, молодежи, взрослого населения. Просветительский онлайн-контент, который создается под эгидой общества «Знание», нашел своего зрителя и уже полюбился молодежи.
В прошлом году был создан Всероссийский родительский комитет. Произошла перезагрузка работы родительских комитетов в каждом регионе, и теперь стоит крайне важная задача, чтобы родители стали полноценными партнерами школы. Именно для этого и отбираются лучшие родительские инициативы.
Первый конкурс проектов в этом году был активно поддержан папами и мамами по всей стране. Заявки можно было подать по восьми направлениям воспитательной работы. Проекты, которые рассматривала экспертная комиссия, были очень разноплановые: по созданию в школах театральных студий, музеев, проекты по привлечению к работе со школьниками военнослужащих, прошедших специальную военную операцию.
Стоит отметить, что интерес данный конкурс в основном вызвал в регионах, чем в столичных городах. Особенно активны были родители в небольших сельских школах. Лидером по количеству заявок стал Краснодарский край. Родители школ ПФО также в числе самых инициативных. Республика Башкортостан среди регионов заняла третье место по количеству заявок, а наша область – пятое место. Нижегородская область подала 435 заявок и из них 43 проекта получили поддержку в размере 27,6 миллиона рублей.
В 2026 году будет объявлен новый конкурс родительских инициатив и можно снова побороться за выделение грантовой поддержки. Представители Российского общества «Знание» готовы для каждого региона провести вебинар, чтобы рассказать о всех нюансах подачи заявок на гранты.
Важны результаты.
Ошибки, которые не дали победить в конкурсе, у большинства проектов типичные. Часто проект включает в себя перечень мероприятий, не объясняя, какую конкретную проблему решает такая инициатива.
Цели и задачи часто формулируются в общем, и непонятно, какие конкретные результаты могут быть достигнуты. Не всегда было ясно, на кого направлен проект.
В заявке стоит четко описывать, с каким возрастом детей, с какими семьями планируется вести работу в рамках проекта. Какой конкретный вклад внесут родители, какой – дети, какой – педагоги.
Например, родители отвечают за реализацию инициативы, дети – непосредственные участники проекта, педагоги – оказывают методическую помощь, партнеры – ресурсную поддержку. Такое же обоснование должно быть и в смете проекта, то есть, как те или иные материальные затраты позволят достичь целей проекта.
Каждое запланированное мероприятие должно иметь цель и решать какую-то
проблему. Важны количественные показатели: число семей, которое может быть вовлечено в проект, количество детей. Например, очень хорошая идея – организовать литературную гостиную, но это должно быть не разовое мероприятие.
– Мне запомнился проект, целью которого родители прописали создание костюмов. И на это в смете были заложены деньги. Оказалось, что родители предлагали закупать материалы для того, чтобы с ребятами шить народные костюмы и таким образом изучать свои традиции, культуру, национальные обычаи. То есть, костюмы были средством для просвещения школьников, а вовсе не целью. Вот родителям и надо было описать путь, который пройдет ребенок, семья, создавая костюмы, которые должны были впоследствии стать частью театральной постановки. Стоит описать, что произойдет в сознании детей и семей, которые будут вовлечены в проект, – советует Альбина Бикбулатова.
Предпочтение отдается не разовым акциям, а проектам, предполагающим системную работу, то есть тем инициативам, которые будут иметь продолжение. Например, если цель проекта – создание музея в школе, то этот музей останется, он будет и после окончания проекта наполняться экспонатами, там учителя смогут проводить мероприятия, уроки.
К слову, со следующего года, российское общество «Знание» планирует вести серьезную и регулярную работу со школьными музеями. Также уделяется внимание созданию и работе литературных гостиных, интеллектуальных клубов.
Слагаемые успеха.
Для успешной заявки, поданной на конкурс родительских инициатив, важно наличие партнерской поддержки. Это не обязательно прямые денежные вложения. Партнеры могут поделиться какими-то ресурсами – предоставить транспорт, призы, ценные подарки.
Также экспертная комиссия оценивает ретроспективный опыт родительской команды. В команде пап и мам, инициировавших проект, должны быть люди опытные, уже не один год сотрудничающие со школой.
Поощряются проекты сетевые, объединяющие несколько школ одного региона или школы разных регионов. Еще очень важно прописать риски. К сожалению, были случаи, когда организации, выиграв деньги, не смогли реализовать свою инициативу в силу ряда веских причин. Формулировка рисков в случае форс-мажора продемонстрирует экспертной комиссии то, что родители осознанно подходят к своему проекту и видят альтернативные возможности его реализации.
– В каждом регионе есть представительство Российского общества «Знание». Родительские комитеты могут пригласить в свою школу квалифицированного лектора, который осветит важные темы, волнующие родителей школьников.
Кроме того, на сайте общества есть библиотека методических материалов, которая регулярно пополняется. Эти материалы могут использовать классные руководители, советники по воспитанию и родители.
– На нашем ресурсе есть видеофильмы с защищенными правами для проведения кинолекториев. И разработаны материалы, просмотр которых помогает провести беседу со школьниками. Там же есть интеллектуальные игры. Также хочу обратить внимание на то, что на сайте есть бесплатная онлайн-академия, где собрано большое количество материалов. Также советую следить за анонсами мероприятий, которые общество «Знание» проводит для родителей, – призвала Альбина Бикбулатова.
Цифра.
Согласно опросу ВЦИОМ этого года, почти половина (45%) россиян от современной школы ждет, прежде всего, воспитания культурных и образованных людей.
Кстати.
Сегодня в Нижегородской области для взаимодействия с родителями создано 750 общих родительских чатов, которые объединяют более 100 000 родителей.
Как рассказал региональный координатор Всероссийского проекта «Навигаторы детства» в Нижегородской области, главный эксперт «Росдетцентра» Никита Тарасов, задача не просто рассказывать о традиционных российских духовно-нравственных ценностях, а подавать личный пример, чтобы ребята эти ценности разделяли. Очень важно, чтобы семья и школа были партнерами в формировании гражданской идентичности ребенка. Это осознание принадлежности к стране, народу, культуре, принятие ценностей, норм и законов государства, готовность участвовать в его жизни.
– В школе воспитание должно происходить совместно с родителями в сотворчестве и в сотрудничестве, мы вовлекаем семьи, чтобы они помогали школе воспитывать социально ориентированных творческих активных граждан нашей страны, – говорит Никита Тарасов. – Например, мы активно поддерживаем проектную деятельность наших родителей. В этом году команды нижегородских пап и мам выиграли 37 проектов по развитию воспитательных пространств в образовательных организациях (музеев, театров, медиацентров и не только) на общую сумму более 27 миллионов рублей.
Так, родители Нижегородского района Нижнего Новгорода вместе с «Орлятами России» высадили аллею. В лицее № 8 (Нижний Новгород) папы и мамы, инициировавшие проект «Дороги к новым горизонтам», отправились в байдарочный поход по реке Керженец. Родители Дзержинска приняли участие в семейном фестивале школьных спасательных отрядов «Путь безопасности». Мамы и папы Медянской средней школы Пильнинского муниципального округа придумали, как обновить школьный музей, и выиграли грант в Конкурсе инициатив родительских сообществ.
Александра Махлина.