В последние годы настоящее лето в Нижнем наступает в августе. Прошлый, 2005 год не был исключением. Вечером 17-го числа над городом спускались теплые сумерки, изнуряющая жара спадала, а посвежевший воздух наполнялся привычным гомоном сотен людей, выползших из квартир подышать. Укромные уголки парков, развалины долгостроев, пустыри закишели компаниями молодых людей.
Взвизгивали девчата, слышались ломкие юные баски их кавалеров.
Потягивали пивко, травили анекдоты, флиртовали на грубоватый манер городских окраин. Отдыхали. Отдыхала и пятнадцатилетняя Настя.
Раскинув руки, разметав по теплой земле рыжие кудри, она глядела полуоткрытыми глазами в звездное небо, а на лице ее застыла обиженная гримаска. Она не двигалась.
Ее отдых затянулся навечно...
Охота на "глухаря"
Те, кто следит за криминальной хроникой Нижнего Новгорода, быть может, вспомнят это дело. По крайней мере, весть о найденном на пустыре трупе юной девушки громыхнула по всем нижегородским телеканалам.
Впоследствии, на допросах в Автозаводской районной прокуратуре и подруги Насти, и ее мама скажут, что узнали о ее гибели из телепередач, причем разных. А потом наступила тишина...
Так часто бывает. Ежели преступление не раскрывается в течение одного-двух дней, а жертва не бизнесмен и не криминальный авторитет, о нем просто забывают: мало ли что случается в почти двухмиллионном городе! Следствие же по делу об убийстве Насти Тороповой (девочка несовершеннолетняя, так что данные ее изменены) затянулось почти на полгода. Скажем, немного забегая вперед: то, что это убийство все-таки раскрыли, свидетельствует о высочайшей квалификации автозаводских сыщиков, у которых поначалу не было ни единой зацепки...
Впрочем, события этого вечера удалось восстановить достаточно быстро и точно. В тот день Настя, как обычно по вечерам, ушла из дома погулять.
Ушла не одна: ее сопровождал молодой человек, с которым у нее было в то время некое подобие романа.
Ребята отыскали уединенное местечко на пустыре за домом № 25а по Молодежному проспекту, взяли по бутылке пива и, укрывшись от любопытных глаз, весело и вполне невинно проводили время.
Однако время проводилось как-то нервно. То ли Настя была в дурном настроении (она, по словам и матери, и подруг, вообще отличалась неровным характером), то ли еще что, но никак не мог кавалер ее развлечь. Наконец, слово за слово, ребята поссорились, разобиженный парень удалился - и больше свою подругу живой не видел.
Первая, самая простая версия убийства не подтвердилась.
Сыщики не отчаивались.
Уединение Насти и ее парня было, повторим, весьма относительным: поблизости релаксировало еще несколько веселых компаний. Опросив жителей близлежащих домов, опера отыскали людей, видевших, как к Насте подрулил и уселся рядом парнишка, явно ей не знакомый. Через полчаса этого парнишку видели уже одного.
И еще одно важное обстоятельство: и молодые люди, рассредоточившиеся по окрестным кустам, и люди постарше, сидевшие на лавочках около подъезда дома № 25а, слышали девичьи крики и вроде бы как просьбы о помощи.
Правда, точного времени никто назвать не мог.
Это было уже кое-что. Парень был вычислен, задержан, доставлен в РУВД и как следует допрошен. И вот здесь постигло оперов и следователя разочарование вселенского масштаба: мальчишка оказался к убийству Насти непричастен! Отыскались абсолютно надежные свидетели, видевшие, как ребята рассорились и расстались, а после этого подозреваемый все время находился, если можно так выразиться, на "беспристрастных глазах". А сама Настя вернулась на прежнее место одна...
Пацана отпустили с миром, а "глухарь" - самая ненавистная птица уголовного розыска - взмыл до небес. Дело становилось похоже на книжно-киношный детектив... Отличие, как всегда, было лишь в том, что "литературные" сыщики неделями расследуют одно и то же дело, пока не найдут супостатов.
В жизни же у каждого опера этих "дел" бывает одновременно по нескольку десятков.
Короче, только через несколько месяцев дело об убийстве Насти сдвинулось с места: в одной из скупок "всплыл" ее пропавший в день убийства мобильник... Незачем знать, каким образом "отрабатываются" операми ворованные "сотики".
Так что сразу перейдем к "результирующей": выяснилось, что сдал его в скупку 18-летний житель Автозавода Стас Федоров.
Задержание и "раскол" его были делом несложной техники.
Черный юмор
Незамысловатую историю о том, как 18-летний плотник убил 15-летнюю школьницу, рассказываем мы не потому, что не было в последнее время дел громче и "заковыристее".
И даже не потому, что оно сильно уж "типично": хвала Создателю, это пока еще не совсем так.
Пока. Однако и фигуранты, и свидетели, возрастом почти дети, обнаруживают некую "тенденцию", и "тенденция" оная вельми страшновата...
Ну, меньше всего вопросов к покойной, хотя, по словам и матери, и подруг девочка была далеко не подарок: и клей под настроение нюхала, и сигареты изо рта не вынимала, и отношения с парнями, видимо, бывали у нее... как бы это помягче...
не всегда платонические.
Это в пятнадцать-то лет! Собственно, и погибла-то она, как потом выяснилось, потому, что слишком откровенно (и не слишком цензурно!) высказалась о своем новом знакомом.
Этот "новый знакомый", Стас, был, по словам следователей прокуратуры, мальчик из прекрасной семьи, тихий-тихий, флегматичный и очень правильный.
Жил в семье, работал, ни в чем никогда замечен не был (что, кстати, здорово осложнило его поиски: оперативных-то данных на него не было, да и быть не могло!). Дружил он с такими же правильными ребятами, в их компании не то что судимых, "трудных" - и то не было. Одни "легкие"...
А читаешь протоколы допросов этих "легких" - рука сама тянется к упаковке валидола. Впрочем, лучше, чем они сами о себе, не скажешь. Вот отрывки из протокола допроса 16-летней Оли, приятельницы и пассии Стаса. Стиль оригинала мы сохраняем. Итак, "Федоров подошел ко мне и... стал мне рассказывать, что он убил троих человек. Первого он убил лет в 16... он с друзьями... заставили мужика под угрозой пистолета идти по льду реки Оки, мужик их умолял это не делать, но они стреляли в воздух, и мужчина в конце концов провалился под лед и утонул.
...Также сказал, что сломал мужчине позвоночник, когда и почему не сказал, сказал только, что оставил много улик, а именно то, что они с мужчиной царапали друг друга и у них под ногтями осталась кожа.
Рассказывая все это, Федоров немного нервничал, у него из глаз лились слезы. ...Я приняла его слова за пьяный лепет... но спустя дня 3 или 4 он... начал меня спрашивать, знаю ли я про девушку, которую убили на 43-м квартале, я сказала, что слышала об этом. Он стал меня спрашивать, не знаю ли я, кто это сделал, я сказала, что нет, после чего он мне сам сказал, что это он убил эту девушку, говорил, что у него было плохое настроение и он убил первого попавшегося. Сказал мне, что он ее задушил. После его слов я действительно поверила ему, что он убил девушку, хотя раньше считала, что он просто хочет произвести впечатление.
Я испугалась, но он меня стал утешать, убеждать, что из нашей компании никого не тронет.
Мне также известно, что о том, что Федоров задушил девушку, известно Евгению (одному из членов их компании. - Авт.) Он сказал, что ему тоже известно об этом, попросил меня рассказать, что мне рассказал Федоров, а когда я рассказала, сказал, что это проблемы Федорова...".
Простите за длинную цитату, но, во-первых, выписывать это - как "черную комедию" по видику смотреть, и смешно, и жутко. А во-вторых, - что лучше может охарактеризовать отношения в обычной - обычной, повторяю! - подростковой компании?
Кстати, остальные ребята дали аналогичные Олиным показания. Так что по результатам допросов следователь вынужден был дать операм поручение проверить сообщение об убиенных мужчинах.
Кажется, до сих пор сыщики их разыскивают...
Слава прошел достаточно серьезную психиатрическую экспертизу и был признан вменяемым. Так что, рассказывая о своих подвигах, не бредил. И здесь даже не в том дело, существовали ли убитые им люди в реальности или только в его воображении.
Важно то, что он пытался произвести на друзей впечатление именно таким способом: объявив себя кровавым убийцей! А ведь "всякая мысль стремится к полнейшему своему воплощению", как сказал в одной из притч Фазиль Искандер. Сегодня парень решил, что убивать - круто, а завтра - пошел и убил...
Его друзья - тем более вменяемы. И тем интереснее их реакция: убил - твои проблемы, а наша хата с краю. Подумаешь, убил. Ведь нас-то обещал не трогать... Общаться с ним не прекратили, не раздружились.
Что будет с нами, когда эти дети вырастут, - об этом лучше не думать...
Остается добавить, что человека, которого мы назвали Станиславом Федоровым, суд приговорил к девяти годам лишения свободы.
Их нравы (вместо эпилога)
"Милиции я о том, что совершил Федоров не рассказала...
так как боялась, что если я расскажу, то мама, узнав о том, что в нашей компании есть убийца, запретит мне гулять с ребятами" (из протокола допроса девочки, названной здесь Олей).
Без комментариев. И так все ясно...
Игорь ГРАЧ.