Нижегородцы Валерий и Елена Путрешевич — многодетные родители, до недавнего времени у них было пятеро детей. Семья проживает в так называемом ветхом фонде — в полуразвалившемся бараке, подлежащем сносу.
Впору их забирать из семей
Вместе с ними в квартире прописана еще одна пара, сестра Елены с мужем, и тоже многодетная: у тех четверо детей. Плюс общая на всех бабушка. Когда барак наконец решили снести, Путрешевичам предоставили трехкомнатную квартиру. Одну на всех. Но в декабре у Валерия и Елены родилась двойня, Надя и Сережа. Итого — в трехкомнатную квартиру должны будут въехать, по настоянию властей, шестнадцать человек, из них одиннадцать детей. Со всеми вытекающими последствиями — один на всех туалет, одна плита. Кроме того, квартира находится на улице Цветочной, для тех, кто не знает, это в районе совхоза «Цветы» — до ближайшей автобусной остановки надо идти через лес, рядом только один магазин и один переполненный детсад… Но, оказывается, все по закону, потому что апартаменты предлагаются не в качестве улучшения жилищных условий, а в качестве компенсации за старое жилье.
— Как вы понимаете, это не реально, — удрученно сетует глава семейства, отец семерых детей Валерий Владимирович. — Получается два квадратных метра на человека!
— Впору ставить вопрос перед органами опеки о том, чтобы забирать детей из семьи, где даже элементарные санитарные нормы не соблюдаются! — рассуждает вслух уполномоченный по правам ребенка в Нижегородской области Светлана Барабанова.
Глумление по закону
Никто, конечно, детей у Путрешевичей не отнимет, но в том, что надо поднимать тревогу, Светлана Васильевна не сомневается.
И еще одна история, теперь уже в Шахунском районе. В неблагополучной семье, где пьющую мать лишили родительских прав на двух ее дочерей, старшую из девочек изнасиловал сожитель матери и получил за это 14 лет тюрьмы. Пока сестры находятся в детском доме. Но, свято почитая закон о том, что каждый
— Складывается такое впечатление, что права детей в нашей стране соблюдаются в гораздо меньшей степени, чем права взрослых собственников, — возмущается детский правозащитник Барабанова.
Только за последний год в аппарате уполномоченного зарегистрировано более двух тысяч сообщений о том, что права ребенка грубо нарушаются взрослыми. Большинство заявлений связано с нарушением жилищных прав несовершеннолетних, очень много обращений связано с «разделом» детей при разводе, когда в первую очередь страдают сами дети. Неоплаченные алименты, похищения детей, насилие в семье — это тоже на сегодняшний день серьезные проблемы, которые призваны решать не только сотрудники аппарата уполномоченного по правам ребенка, но и все мы, взрослые. Ибо, как сказал незабвенный Федор Михайлович, все сокровища мира не стоят слезы ребенка.
Татьяна СЕРГЕЕВА.