Алексей ГЕРМАН-младший: «Мы станем удобрением для гения»

Алексей ГЕРМАН-младший: «Мы станем удобрением для гения»

Сын одного из крупнейших отечественных кинорежиссеров снял немного фильмов, но получил немало престижных наград. На днях он побывал в Нижнем Новгороде, и в кафе «Безухов» ответил на вопросы журналистов и зрителей.
У вас нет ощущения упадка
 Алексей, хочется услышать ваше мнение о Нижнем Новгороде, необязательно комплименты.
 Мы с женой приезжали сюда еще зимой и нашли здесь друзей. Меня тогда потрясло: на улице люди читали свои стихи. Кто-то про елочку, кто-то с критикой «режима». Но это было очень трогательно и правильно. Мнение, что за пределами МКАД жизни нет,  это от московского снобизма. В вашем городе нет ощущения упадка, как в моем родном Петербурге, больше отреставрированных домов
 Вы стали одним из создателей альтернативного Киносоюза и известны своей непримиримостью к Никите Михалкову. Что скажете о его «Утомленных солнцем  2»?
 Я не могу относиться к Михалкову непредвзято. Снимались ли фильмы хуже «Утомленных солнцем  2», но которые меньше ругали? Снимались. Можно ли сказать, что это «ужас-ужас-ужас»? Нет. Но Михалков наработал на патологическую ненависть к себе  надо было меньше ездить с мигалкой.
Изъяны нашего времени
 Почему наше кино не смотрят за рубежом?
 Потому что у нас не сохранилась киношкола. Ушли великие актеры, вроде Леонова, Миронова, а на смену им никого не подготовили. Потому что нет мотивации растить хороших артистов  сериалы смотрят и с плохими.
 А куда подевались фильмы про счастье? Выходишь из зала  а счастья нет!
 Но ведь это же почему-то происходит? «Весна на Заречной улице» или «Застава Ильича»  это не заказные, а «ощущенческие» фильмы. Значит, какой-то изъян есть в нашем времени.
 Ваш самый титулованный фильм «Бумажный солдат» многие не поняли.
 Это фильм о том, что великая эпоха не породила другой великой эпохи. Утопически мыслящая интеллигенция верила, что можно сделать еще один шаг,  и заживем по-новому. А этого не произошло. Я ретранслировал в «Бумажном солдате» все свои противоречия, которых не поймет условный американец. Это фильм о поисках идеальной страны.
 О чем будет ваш следующий фильм?
 В одном пространстве я хочу собрать разных героев: богатых и бедных, счастливых и несчастных. Там несколько историй, это попытка картины мира постсоветской реальности, где намешано много несочетаемого, много разных мифологий. Рабочее название  «Под электрическими облаками».
Боги говорят на своих языках
 Как чувствует себя ваш папа (режиссер Алексей Герман.  Авт.)?
 В свои 72 он себя чувствует, конечно, не на 18, но неплохо. Через год закончит картину «Трудно быть богом». Это будет выдающийся фильм, невероятный по сложности. Выдуманный мир там снят совершенно документально  это гиперреализм.
 Что для вас «абсолютное кино»?
 В моем понимании, это Чарли Чаплин и «Сладкая жизнь». Тут один критерий: отсутствие возможности повторения. Но после Куросавы, Тарковского фигур такого масштаба не было, поэтому нет и качественного прорыва: сегодня кино повторяет само себя. К тому же, вымывается национальная идентичность, а интернациональный язык примитивен. Все мы, к сожалению, говорим на упрощенном английском. Но есть огромная разница между славянским и англосаксонским сознанием: нам трудно говорить на упрощенном языке. И, если мы хотим двигаться вперед, нам необходимо развивать сложные вещи. Тогда, возможно, наше поколение станет удобрением для нового гения.
Ольга ГОРНОВА.

Справка «НН»
Алексей ГЕРМАН-младший родился в 1976 году в Ленинграде. Режиссер фильмов «Последний поезд», «Garpastum», «Бумажный солдат». Трижды лауреат премии «Ника». За «Бумажного солдата» удостоился «Серебряного льва» за лучшую режиссуру в Венеции-2008.

Следите за нашими новостями в удобном формате