Сын одного из крупнейших отечественных кинорежиссеров снял немного фильмов, но получил немало престижных наград. На днях он побывал в Нижнем Новгороде, и в кафе «Безухов» ответил на вопросы журналистов и зрителей.
У вас нет ощущения упадка
— Алексей, хочется услышать ваше мнение о Нижнем Новгороде, необязательно комплименты.
— Мы с женой приезжали сюда еще зимой и нашли здесь друзей. Меня тогда потрясло: на улице люди читали свои стихи.
— Вы стали одним из создателей альтернативного Киносоюза и известны своей непримиримостью к Никите Михалкову. Что скажете о его «Утомленных солнцем — 2»?
— Я не могу относиться к Михалкову непредвзято. Снимались ли фильмы хуже «Утомленных солнцем — 2», но которые меньше ругали? Снимались. Можно ли сказать, что это
Изъяны нашего времени
— Почему наше кино не смотрят за рубежом?
— Потому что у нас не сохранилась киношкола. Ушли великие актеры, вроде Леонова, Миронова, а на смену им никого не подготовили. Потому что нет мотивации растить хороших артистов — сериалы смотрят и с плохими.
— А куда подевались фильмы про счастье? Выходишь из зала — а счастья нет!
— Но ведь это же
— Ваш самый титулованный фильм «Бумажный солдат» многие не поняли.
— Это фильм о том, что великая эпоха не породила другой великой эпохи. Утопически мыслящая интеллигенция верила, что можно сделать еще один шаг, — и заживем
— О чем будет ваш следующий фильм?
— В одном пространстве я хочу собрать разных героев: богатых и бедных, счастливых и несчастных. Там несколько историй, это попытка картины мира постсоветской реальности, где намешано много несочетаемого, много разных мифологий. Рабочее название — «Под электрическими облаками».
Боги говорят на своих языках
— Как чувствует себя ваш папа (режиссер Алексей Герман. — Авт.)?
— В свои 72 он себя чувствует, конечно, не на 18, но неплохо. Через год закончит картину «Трудно быть богом». Это будет выдающийся фильм, невероятный по сложности. Выдуманный мир там снят совершенно документально — это гиперреализм.
— Что для вас «абсолютное кино»?
— В моем понимании, это Чарли Чаплин и «Сладкая жизнь». Тут один критерий: отсутствие возможности повторения. Но после Куросавы, Тарковского фигур такого масштаба не было, поэтому нет и качественного прорыва: сегодня кино повторяет само себя. К тому же, вымывается национальная идентичность, а интернациональный язык примитивен. Все мы, к сожалению, говорим на упрощенном английском. Но есть огромная разница между славянским и англосаксонским сознанием: нам трудно говорить на упрощенном языке. И, если мы хотим двигаться вперед, нам необходимо развивать сложные вещи. Тогда, возможно, наше поколение станет удобрением для нового гения.
Ольга ГОРНОВА.
Справка «НН»
Алексей