Знаменитый иконописец творил в нашем городе целое десятилетие

Знаменитый иконописец творил в нашем городе целое десятилетие

Можно сказать, что последняя треть XIV века, время правления в Нижнем князей Дмитрия и Бориса Константиновичей, была кратковременной эпохой расцвета Суздальско-Нижегородского княжества. Город у слияния Волги и Оки быстро отстраивался, осваивались Березополье и Приузолье, развивались торговля и ремесла, культура и сельское хозяйство. Со специальной миссией град на слиянии великих русских рек посетил сам Сергий Радонежский. А вот тот факт, что Нижний Новгород той эпохи привлекал к себе византийских интеллектуалов, известен не каждому.
Ближний Восток и тогда полыхал
В конце XIV века Византия после нескольких столетий упорного мусульманского натиска сузилась практически до крепостных стен Константинополя (Царьграда, Истанбула  как вашей душе угодно), и в изрядно усохшем государстве имевшимся в наличии интеллектуалам становилось тесновато. Решающий штурм с катастрофическими для византийской государственности последствиями предпринят лишь в середине XV столетия  в 1453 году. Пока же в Царьграде правили угасающие Палеологи; греческая православная церковь ожесточенно дискутировала по разным поводам.
Новые власти принялись всячески искоренять то, что им казалось инакомыслием. В костры оппонентов не бросали, но и права свободно высказываться не давали, довольно грубо вытесняя не согласных с официальной точкой зрения лиц на менее престижные должности. Здравомыслящие люди осознавали, что очутилась империя Палеологов в таком положении, что стоит мусульманам проявить чуть больше настойчивости, как все они вместе со своими церквями и догматами отойдут в область истории. Именно поэтому во второй половине XIV века из умирающей Византии усиливается эмиграция светской и духовной интеллигенции как на Запад, так и на Восток. Те, для кого обеспеченная жизнь казалась важнее торжества православной веры, отъезжали в Венецию, в Геную, в прочие итальянские города, образуя там компактные и влиятельные греческие общины. Те, кто не считал для себя возможным идти на компромисс с католиками, отправлялись через Крым на Русь, изнемогавшую под татарским игом, но строго державшуюся православия и неподвластную римским папам.
Одна икона на две столицы
В Троицкой летописи, сгоревшей в 1812 году при нашествии французов на Москву, но сохранившейся в любительской копии, в записи от 1381 года мы читаем: «того же лета Дионисий, епископ Суждальский, посла изо Царягорода с чернецом с Малахием с философом икону, преписав образ пречистыя божия матери, в тот же образ в долготу и в ширину, а другую икону посла образ то же пречистыа божия матери, юже преписавше и привезоша на Русь, и едину убо поставиша в церкви в святом Спасе в Новегороде в Нижнем, а другую поставиша в Суждале в соборной церкви». Итак, поскольку у Суздальско-Нижегородского княжества тех лет было две столицы, Дионисию понадобился привоз двух идентичных византийских икон  одной для Суздаля, другой для нашего города. Примечательно, что в летописном сообщении Нижний Новгород упоминается на первом месте  видимо, для своего города чернец Малахия заказал икону покрупнее, покрасивее
Судя по всему, греческая псалтырь хранилась в нашем городе до середины XVI века, а затем попала в руки Сильвестра, духовника Ивана Грозного, о чем свидетельствует более поздняя владельческая надпись на другом листе: «псалтырь селиверьстская греческая».
Работы было невпроворот
Годы 1377  1379, когда Феофан Грек наносил лики святых столпников в Великом Новгороде, были роковыми для Новгорода Нижнего. Мамай, правивший Ордой, один за другим насылал на русские земли восточные отряды, которые после неудачной для русских битвы на Пьяне и гибели войска князя Дмитрия Константиновича захватили, разграбили и сожгли беззащитный город  наряду с домами погибло 32 деревянных храма. Когда ордынцы ушли, перед нашими далекими предками встала задача заново отстраивать «град усть Оки».
В 1378 году татары явились вновь; население бежало за Волгу, а князь, сидя в Городце, униженно предлагал выкуп. Ордынцы, выполняя строгий наказ Мамая, денег не взяли и вновь подвергли разгрому начавший отстраиваться город.
Вероятнее всего, именно в 1380 году на наши берега и прибыл Феофан Грек. Не исключено, что прислать ему приглашение на приезд убедил местного князя Малахия философ. С прибытием земляка он получал умного и образованного собеседника, товарища и собрата по вере. Очень вероятно, что приглашение было получено от образованнейшего архиепископа Дионисия, всеми силами радевшего о благосостоянии своей епархии.
На тот момент в нашем городе историки насчитывают четыре каменные церкви, к росписи которых мог приложить руку великий древнерусский иконописец. Мнения исследователей расходятся: одни считают, что это должен был быть Спасо-Преображенский, главный собор города, находившийся в Кремле (он был взорван большевиками к одному из юбилеев советской власти), другие  что комплекс Благовещенского монастыря, в 1370 году наполовину сползший с окской кручи, а в 1379 году пострадавший от набегов инородцев. Впрочем, принимая во внимание, что искусный гость задержался в наших краях лет на десять, и зная темпы исполнения работ мастерами того времени (не больше года), нетрудно представить, что за этот период у него было достаточно времени расписать в Нижнем все, что только можно было. К сожалению, ничего из этого до наших времен не уцелело  погибло в пожарах и храмовых перестройках XVI  XVII столетий. Вообще, в литературе по вопросу часто упоминается тот факт, что в бытность свою на Руси Феофан расписал 40 церквей  уцелели же фрески лишь одной.
Украшал Первопрестольную
В 1392 году, почти сразу же после кончины Дмитрия Донского, Суздальско-Нижегородское княжество, ослабленное татарскими набегами, было присоединено к Москве. Нет никаких сомнений, что к тому времени восстановительные работы в Нижнем Новгороде уже были закончены, а в Москве шли полным ходом  столица русских князей была дотла выжжена сокрушительным набегом Тамерлана.
К тому времени Феофану было около 60 лет, его авторитет в церковных делах, начитанность и опыт архитектурно-художественной деятельности не подвергались никаким сомнениям. Скорее всего, великий князь Василий, сын Дмитрия Донского, обласкал приезжего с берегов Волги интеллектуала и поселил его у себя в Кремле. Впрочем, есть мнение, что между Нижним и Москвой Феофан Грек задержался на год-полтора в Коломне, где также надо отстраивать разгромленную мусульманами городскую Успенскую церковь.
Благодарность в памяти
Конец монаха-живописца спокойным не назовешь. В первом десятилетии XV века, самоутверждаясь пред ордами степняков и мстя «неверным» за неудачи и ошибки предшественников, черным ураганом пронесся по русским землям проклятый вовеки злой ордынец Едигей. О методах, которыми действовал этот злодей, лучше прочего свидетельствует тот факт, что Едигей практически полностью вычеркнул из нижегородской истории все XV столетие  набег на пограничные русские земли, когда пленных, как псов, гнали впереди татарского войска, оказался настолько сокрушительным, что русское население в междуречье Оки и Волги, за исключением Нижнего Новгорода и Городца, лет на сто попросту перестало существовать.
В настоящее время зафиксированы лишь пять статей в справочниках и энциклопедиях, где мельком упоминается о пребывании Феофана Грека в нашем прекрасном городе. Пора исправить эту несправедливость и воздать должное одному из тех, кто своими стараниями способствовал украшению и процветанию Нижнего Новгорода в тяжелейшие времена ордынского ига.
Анатолий МОСКВИН.

Следите за нашими новостями в удобном формате