Можно сказать, что последняя треть XIV века, время правления в Нижнем князей Дмитрия и Бориса Константиновичей, была кратковременной эпохой расцвета
Ближний Восток и тогда полыхал
В конце XIV века Византия после нескольких столетий упорного мусульманского натиска сузилась практически до крепостных стен Константинополя (Царьграда, Истанбула — как вашей душе угодно), и в изрядно усохшем государстве имевшимся в наличии интеллектуалам становилось тесновато. Решающий штурм с катастрофическими для византийской государственности последствиями предпринят лишь в середине XV столетия — в 1453 году. Пока же в Царьграде правили угасающие Палеологи; греческая православная церковь ожесточенно дискутировала по разным поводам.
Новые власти принялись всячески искоренять то, что им казалось инакомыслием. В костры оппонентов не бросали, но и права свободно высказываться не давали, довольно грубо вытесняя не согласных с официальной точкой зрения лиц на менее престижные должности. Здравомыслящие люди осознавали, что очутилась империя Палеологов в таком положении, что стоит мусульманам проявить чуть больше настойчивости, как все они вместе со своими церквями и догматами отойдут в область истории. Именно поэтому во второй половине XIV века из умирающей Византии усиливается эмиграция светской и духовной интеллигенции как на Запад, так и на Восток. Те, для кого обеспеченная жизнь казалась важнее торжества православной веры, отъезжали в Венецию, в Геную, в прочие итальянские города, образуя там компактные и влиятельные греческие общины. Те, кто не считал для себя возможным идти на компромисс с католиками, отправлялись через Крым на Русь, изнемогавшую под татарским игом, но строго державшуюся православия и неподвластную римским папам.
Одна икона — на две столицы
В Троицкой летописи, сгоревшей в 1812 году при нашествии французов на Москву, но сохранившейся в любительской копии, в записи от 1381 года мы читаем: «того же лета Дионисий, епископ Суждальский, посла изо Царягорода с чернецом с Малахием с философом икону, преписав образ пречистыя божия матери, …в тот же образ в долготу и в ширину, а другую икону посла образ то же пречистыа божия матери, юже преписавше и привезоша на Русь, и едину убо поставиша в церкви в святом Спасе в Новегороде в Нижнем, а другую поставиша в Суждале в соборной церкви». Итак, поскольку у
Судя по всему, греческая псалтырь хранилась в нашем городе до середины XVI века, а затем попала в руки Сильвестра, духовника Ивана Грозного, о чем свидетельствует более поздняя владельческая надпись на другом листе: «псалтырь селиверьстская греческая».
Работы было невпроворот
Годы 1377 — 1379, когда Феофан Грек наносил лики святых столпников в Великом Новгороде, были роковыми для Новгорода Нижнего. Мамай, правивший Ордой, один за другим насылал на русские земли восточные отряды, которые после неудачной для русских битвы на Пьяне и гибели войска князя Дмитрия Константиновича захватили, разграбили и сожгли беззащитный город — наряду с домами погибло 32 деревянных храма. Когда ордынцы ушли, перед нашими далекими предками встала задача заново отстраивать «град усть Оки».
В 1378 году татары явились вновь; население бежало за Волгу, а князь, сидя в Городце, униженно предлагал выкуп. Ордынцы, выполняя строгий наказ Мамая, денег не взяли и вновь подвергли разгрому начавший отстраиваться город.
Вероятнее всего, именно в 1380 году на наши берега и прибыл Феофан Грек. Не исключено, что прислать ему приглашение на приезд убедил местного князя Малахия философ. С прибытием земляка он получал умного и образованного собеседника, товарища и собрата по вере. Очень вероятно, что приглашение было получено от образованнейшего архиепископа Дионисия, всеми силами радевшего о благосостоянии своей епархии.
На тот момент в нашем городе историки насчитывают четыре каменные церкви, к росписи которых мог приложить руку великий древнерусский иконописец. Мнения исследователей расходятся: одни считают, что это должен был быть
Украшал Первопрестольную
В 1392 году, почти сразу же после кончины Дмитрия Донского,
К тому времени Феофану было около 60 лет, его авторитет в церковных делах, начитанность и опыт
Благодарность — в памяти
Конец
В настоящее время зафиксированы лишь пять статей в справочниках и энциклопедиях, где мельком упоминается о пребывании Феофана Грека в нашем прекрасном городе. Пора исправить эту несправедливость и воздать должное одному из тех, кто своими стараниями способствовал украшению и процветанию Нижнего Новгорода в тяжелейшие времена ордынского ига.
Анатолий МОСКВИН.