Старинные лодки необычной конструкции, сохранившиеся и найденные волей случая, прибыли в балахнинский краеведческий музей.
— Один из моих друзей, зная о моей любви к маломерным судам, сообщил, что в
— Предполагая, что старье из сарая мне вряд ли понадобится, все же
Одна лодка, предположительно, изготовлена в тридцатые годы, вторая — лет сто назад. В последней доски пришиты к шпангоутам «древними» корабельными гвоздями — коваными, с огромными шляпками, представляете?
Лодки выстроены по старым, давно забытым технологиям. Обе — чисто гребные с узкой длинной кормой, с двумя парами весел, не рассчитанные на установку мотора, что понятно: в те времена таковых просто не было. Очень интересные конструкции, отличные от принятых на Волге — с вельботным носом и шпангоутами из трех частей, причем не выпиленными из доски, а сделанными из обработанного корня. Весла также необычны — не современные уключинные, а так называемые прошивные, надевающиеся на закрепленные в борту специальные металлические штыри. А вот пропорции лодок — исконно волжские: шесть метров длина, метр шестьдесят ширина, грузоподъемность полторы тонны.
Будучи хорошо знаком с тематическими «водными» экспозициями всех отечественных музеев, я заявляю со всей уверенностью: это самое старое российское судно после ботика Петра Первого. Возможно,
Ценные лодки были предложены именно балахнинскому музею не случайно. Ибо Балахна — исторический центр волжского деревянного судостроения, и там им самое место.
Мария ФЕДОТОВА.
Кстати
В Русском музее сразу в двух залах представлена балахнинская глухая резьба… которой первоначально щедро украшали корабли безымянные мастера прошлого, вкладывавшие в свои детища и умение, и душу.