Уникальные экспонаты появились в центре российского судостроения

Уникальные экспонаты появились в центре российского судостроения

Старинные лодки необычной конструкции, сохранившиеся и найденные волей случая, прибыли в балахнинский краеведческий музей.
 Один из моих друзей, зная о моей любви к маломерным судам, сообщил, что в Николо-Погосте Городецкого района были обнаружены какие-то две старые лодки. Давным-давно хозяин лодок был репрессирован, из мест не столь отдаленных не вернулся, и родственники убрали их в сарай, где они благополучно пролежали много лет,  рассказывает яхтсмен Сергей Скворцов, обнаруживший удивительные суда.
 Предполагая, что старье из сарая мне вряд ли понадобится, все же почему-то приехал посмотреть и понял, что в руки нам попалось настоящее сокровище. Даром что я провел всю свою сознательную жизнь на Волге, но ничего подобного еще не встречал. Лодки оказались не «старьем», а прекрасно сохранившимися уникальными старинными судами.
Одна лодка, предположительно, изготовлена в тридцатые годы, вторая  лет сто назад. В последней доски пришиты к шпангоутам «древними» корабельными гвоздями  коваными, с огромными шляпками, представляете?
Лодки выстроены по старым, давно забытым технологиям. Обе  чисто гребные с узкой длинной кормой, с двумя парами весел, не рассчитанные на установку мотора, что понятно: в те времена таковых просто не было. Очень интересные конструкции, отличные от принятых на Волге  с вельботным носом и шпангоутами из трех частей, причем не выпиленными из доски, а сделанными из обработанного корня. Весла также необычны  не современные уключинные, а так называемые прошивные, надевающиеся на закрепленные в борту специальные металлические штыри. А вот пропорции лодок  исконно волжские: шесть метров длина, метр шестьдесят ширина, грузоподъемность полторы тонны.
Будучи хорошо знаком с тематическими «водными» экспозициями всех отечественных музеев, я заявляю со всей уверенностью: это самое старое российское судно после ботика Петра Первого. Возможно, что-то подобное есть за рубежом, скорее всего, в Голландии.
Ценные лодки были предложены именно балахнинскому музею не случайно. Ибо Балахна  исторический центр волжского деревянного судостроения, и там им самое место.
Мария ФЕДОТОВА.

Кстати
В Русском музее сразу в двух залах представлена балахнинская глухая резьба которой первоначально щедро украшали корабли безымянные мастера прошлого, вкладывавшие в свои детища и умение, и душу.

Следите за нашими новостями в удобном формате