Чего не избежать французам

Чего не избежать французам

Дирижеру Николя Шальвену, флейтисту Жозе-Даниэлю Кастеллону и президенту оркестра Савойи и генеральному советнику департамента Верхней Савойи Жану-Лу Галлану, судя по всему, очень понравилось здание, в котором им предстояло выступать, и они сразу отправились осматривать сцену. В этот вечер концертом Камерного оркестра Савойи открывался новый сезон в Нижегородской академической филармонии.

Классика без страха

— На днях вы были в Иркутске на фестивале «Звезды на Байкале», накануне играли в Москве и приехали в Нижний. Успели ли что-то посмотреть в нашем городе? — задали вопрос музыкантам на пресс-конференции перед концертом.

— Пока все, что мы можем сказать, — здесь широкие реки. («Ничего, мы вам все еще покажем вечером!» — пообещала директор филармонии Ольга Томина, на что Николя Шальвен ответил шуткой: «О, тогда мы будем играть побыстрее сегодня!» — чем вызвал улыбки присутствующих.)

— А приходят ли на концерты классической музыки молодые люди во Франции?

— Мы делаем все, чтобы привлечь именно такую публику. Но не пытаемся заигрывать с ней элементами шоу, а играем специальные концерты с комментариями. Возможно, когда молодые люди видят, что это не просто концерт, у них не возникает чувства страха. Но в этом надо быть очень осторожным — в поисках новых форм нельзя снижать высокую классическую планку.

— Исполняете ли вы русскую классику?

— Из русских композиторов в нашем репертуаре — Чайковский, Шостакович, Прокофьев. В этом году оркестр сыграл Бородина. Вообще, конечно, невозможно, играя в России, избежать русских произведений.

Вольности без взбалмошности

Французская школа игры на духовых инструментах считается одной из лучших в мире. Недаром концерт привлек и консерваторцев, и исполнителей на духовых из оркестра филармонии. И надо думать, что они не разочаровались: флейтист Жозе-Даниель Кастеллон и кларнетист Филипп Берро действительно оказались артистами высокого класса.

«Мы живем в музыке и музыкой», — сказал Жозе-Даниель Кастеллон. Наверное, поэтому его флейта звучит как будто без усилий и кажется неотъемлемой частью его аристократической внешности. Ритмические «вольности» вряд ли были проявлением столь знакомой нам по французским фильмам взбалмошности.

Когда звучал кларнет Филиппа Берро, думалось о том, что музыка — это модель человеческого общения. Все реплики кларнет адресовал партнерам по сцене, а они ловили и поддерживали каждую его фразу.

Подобная поддержка в музыкантском коллективе важнее спонсорских и попечительских инициатив: именно она обеспечивает качественный творческий результат. И не мелочами в этом смысле кажутся подбадривающие улыбки дирижера или трогательная манера валторнистов во время поклона держать инструменты не под мышкой, а бережно прижимать к себе обеими руками…

Оксана ЗЕМСКАЯ, Ольга РАФИ.

Справка «НН»

Камерный оркестр Савойи создан в 1984 году. Его дирижерами в разное время были Патрис Фонанароза, Тибор Варга и другие. С осени 2009 года коллектив возглавляет Николя Шальвен. Оркестр с успехом выступал во многих европейских странах.

Следите за нашими новостями в удобном формате