Жизнь как один день

Жизнь как один день

«Один день». США, 2011. Режиссер Лоне Шерфиг. В ролях: Энн Хэтэуэй, Джим Стерджесс, Патриция Кларксон, Ромола Гараи.

Зарубки на дружбе и любви

Картина — образец того, что тему под кодовым названием «секс по дружбе» (был недавно в прокате такой не самый удачный фильм) можно развить в тонкое, душевное и неглупое кино, которое хочется смотреть, не борясь с желанием плюнуть в экран.

Впрочем, весь «секс» здесь заканчивается смешной и неудачной попыткой выпускников английской школы — «золотого» мальчика и девочки — синего чулка.

Тому, что не стало одной ночью, суждено было стать целой судьбой. Фильм выстроен как хроника и показывает, что происходило со старыми друзьями, с ним и с ней, ежегодно в течение восемнадцати лет в один и тот же июльский день. Зарубки на времени позволяют увидеть, что происходит с людьми и миром вокруг. Долгие годы герои будут искать каждый свое счастье и балансировать на грани дружбы-любви, пока не поймут, что нечего тут мудрить — надо просто быть вместе… Впрочем, этим история не закончится.

Найти своих и успокоиться

Он будет двигаться вниз — с вершин задарма полученной славы, она вверх — от официантки до знаменитой писательницы. Однажды они поравняются, два параллельных мира — маленьких простых людей, которые тяжело и неловко карабкаются наверх, и шоу-бизнеса, телезвезд, богатых особняков, мир которых никого не делает счастливым и тем более бессмертным. Поравняются, чтобы доказать: никакие социальные преграды не существуют, если люди находят общий язык, если понимают юмор друг друга.

Самоирония, остроумие, легкость — украшение как героев (прежде всего героини), так и всей картины. Авторы нарочито уходят от всех просящихся на экран прямолинейно-слезоточивых ходов. То, что в ином фильме стало бы пафосной кульминацией, здесь прячется за кадром. То, на разжевывание чего другие кинематографисты потратили бы десятки минут, здесь дают понять за секунду. Восемнадцать лет за два часа — некая сумбурность тут неизбежна. Зато «сжатое» время показывает, с одной стороны, как много всякого происходит с людьми за жизнь, а с другой — насколько же никто и ничто не меняется.

Сквозь всю картину просвечивает простая, но ничем не заменимая мораль: жить надо так, чтобы не приходилось сокрушаться, мол, «я упустил этот день». В мире, где все так хрупко и ненадежно, а вокруг полно чужаков, не чувствующих твоей иронии, необходимо дорожить своими людьми. И подана эта самая мораль мягко и доходчиво.

Ольга ГОРНОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате