Коль рисовать — так все и сразу

Коль рисовать — так все и сразу

«Ерунда какая то, — ворчит посетитель выставки. — Я таких картин могу по десять штук в день малевать. Вот если бы он получил хорошее образование и умел рисовать, наверное, писал бы пейзажи и портреты, и посмотреть было бы приятно». Андрей Липатников считает, что получить академическое образование было бы замечательно, но чего нет, того нет. А если бы таковое в его багаже и имелось, вряд ли оно повлияло бы на его творчество.

В кинотеатре «Орленок» показывают «Документы» — вернисаж работ нижегородского художника Андрея Липатникова. Выпускник политеха, он увлекся искусством и его историей, а вскоре и сам взялся за кисть. «Документы» — его первая персональная выставка, картины которой создавались в течение последних пяти лет.

Нюанс, однако, в том, что молодой художник особенно восхищался не Айвазовским и Шишкиным, но модернистами «от истока до устья», то есть от русского авангарда до, фактически, «новых диких» немцев.

— Интересуясь многими «измами» ХХ века, я стараюсь создавать работы не по принципу эклектики, а по принципу синкретизма, или, пользуясь термином Натальи Гончаровой, по принципу «всёчества», — так художник поясняет свои работы.

Картины Липатникова порой мрачноваты, наполнены смутно-архетипической символикой. Многие снабжены названиями, над которыми порой приходится поломать голову, но, бывает, видятся и вполне опознаваемые образы. Иные утверждают, например, что «№ 62» — это многоэтажка, с чем в принципе художник согласен. Между тем номера присвоены картинам не просто так. Они честно фиксируют внутреннее состояние творца, являясь документом уникального момента. Согласитесь, как-то глупо переименовывать «Приказ № 5» в «Приказ № 8». Художник призывает зрителя расслабиться, отпустить подсознание и всмотреться — с тем, чтобы прочесть между «строк» события внутренней реальности.

— Приходит ощущение — и я его запечатлеваю. Я рисую не символы, не образы. Передаю настроение, которое пришло в тот момент именно в таком виде, — признается творец.

— А многие классики авангарда не имели художественного образования, — сообщает Андрей как бы между прочим…

Мария ФЕДОТОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате