Газовый шантаж

Газовый шантаж

Личный опыт - великое дело. Пока не пройдешь сам все повороты, не запнешься обо все пороги и не шлепнешься в лужу, не поймешь, как было больно и обидно другому, прошедшему тот же путь.
В редакционной почте часто оказываются письма от граждан, возмущенных монопольно высокими расценками на услуги АО "Нижегородоблгаз", и мы даже регулярно публикуем их в рубрике "Обратная связь". Связь пока остается односторонней - мы печатаем, "Нижегородоблгаз" молчит.
Но вот проблема монопольно высоких цен обрела новое звучание в свете последних событий.
Первое - селекторное совещание вице-премьера Дмитрия Медведева с губернаторами России о задачах сплошной газификации регионов, произошедшее на прошлой неделе. Напомнив о том, что Россия, являясь крупнейшим поставщиком газа на мировой рынок, до сих пор обеспечивает голубым топливом собственных граждан лишь на 52 процента, он поставил четкую задачу - найти в регионах средства для ускоренной газификации населения. РАО "Газпром" берет обязательства построить за свой счет магистральные газопроводы, региональные власти будут обязаны построить за свой счет разводящие линии. Граждане за свой счет будут устанавливать газовое оборудование в домах и квартирах. О том, что эта задача тянет на новую национальную программу, стало понятно, когда Медведев провел еще одно совещание - теперь уже в Южном федеральном округе.
Из трех звеньев цепи по ускоренной газификации два будут контролироваться более чем жестко. "Газпром", вкладывающий кровные в магистрали, сам отследит свои инвестиции.
Региональный уровень отследит федеральная власть, потому что разводящие сети будут строиться на условиях соинвестирования. Вопросы могут возникнуть с третьим звеном. На сегодня это, как выясняется, самое непрозрачное звено газовой цепи, в чем мне помог убедиться личный опыт.
В моей же жизни произошло второе событие, изменившее отношение как к самой проблеме, так и к организации, которую я до того уважала и даже, чего греха таить, защищала своим пером. Я захотела отрезать на своей кухне полметра газоподводящей трубы.
И, как законопослушная гражданка, решила сделать это совершенно легально.
Муж предложил мне самый простой вариант - позвать сантехника из ЖКУ, заплатить ему за час работы 1000 рублей и получить результат. Я наотрез отказалась, аргументируя тем, что сантехник не дает никаких гарантий качества своей работы.
Когда у нас сорвало водопроводный кран на стояке, сделанный таким же левым сантехником, мы просто немного покричали от страха и поплавали.
Если сорвет газовый кран, полетим не только мы, но и все наши соседи. Муж пожал плечами и заверил, что месяц веселой жизни нам обеспечен. И он оказался прав.

Наследники Петьки

Квитанция об оплате газа подсказала первый шаг. Позвонив по телефону, указанному на ней, я выяснила, что трубы на дому режут и варят специалисты АО "Нижегородоблгаз", и получила очередной номер телефона - отдела единого заказчика. Здесь, тоже по телефону, очень охотно и доходчиво объяснили предстоящую процедуру и назвали срок исполнения заказа - в течение двух месяцев. Ждать два месяца начала работы, которая делается за полчаса?! Но если я хочу быстрее, можно заплатить двойной тариф, и мне сделают в течение... двух недель. Быстрее никак нельзя, столько работы, столько работы! Что ж, если у "Нижегородоблгаза" столько работы, что он не справляется, поищем другого подрядчика, решила я, ведь мы живем в век рынка. И взяла телефонный справочник. Старательно обзвонив все фирмы, имеющие в своем названии корень "газ", я обнаружила, что податься мне больше некуда: государственную лицензию на выполнение работ по сварке и монтированию газового оборудования в жилых домах имеет в Нижнем Новгороде только одна организация, и эта организация - "Нижегородоблгаз"! Собеседники прозрачно намекали, что их тоже такое положение дел не устраивает, но получить государственную лицензию не так-то просто. "Облгаз" получает ее, используя устаревший имидж государственной организации и еще не устаревшие связи.
"Монополист...", - завистливо вздыхали в телефонную трубку.
"Как Петька в пустыне с бурдюком воды", - подумала я.

С какой яблоньки яблочко?

Пришлось снова вернуться к переговорам с отделом единого заказчика. Итак, мне отрежут трубу после того, как я принесу в этот отдел справку об отсутствии задолженности по оплате за газ и оплачу услуги фирмы.
Справку мне выдадут там, где выписывают счета, то есть в ООО "Нижегородэнергогазрасчет".
Еще один звонок, и я узнаю, что для получения этой справки я должна запастись другой - из ЖКУ, которая называется выпиской из лицевого счета. "Я еще не прописана в квартире, я делаю ремонт и въеду туда через месяц". - "Тогда получите справку о том, что в квартире никто не прописан. И захватите документы, подтверждающие собственность на квартиру", - заявили мне.
Воспоминания о получении выписки из лицевого счета были еще очень свежи, только что закончился процесс покупки квартиры, и я попыталась избежать повторной процедуры.
Опять звонки по разным телефонам, и мне наконец сообщают, что можно попробовать получить справку об отсутствии задолженности по оплате за газ без выписки. Я направилась в расчетный центр фирмы.
Кто хоть раз побывал там, тот поймет мои чувства сразу! Потому что даже второкласснику понятно, что если в городе с населением в 1 миллион 300 тысяч человек, три четверти которого точно имеют какие- нибудь газовые приборы дома, четыре расчетных центра, то это запланированное издевательство над людьми.
В длинной очереди людей, толпящихся в узком, плохо освещенном коридоре, мне пришлось простоять два раза по полдня с интервалом в неделю.
Сколько же горьких историй я выслушала в этой очереди! Ошибки в счетах, переписывание лицевого счета на другого владельца или квартиросъемщика (женщины в черных платках - не редкость в этой очереди), появление нового жильца - и все надо оформлять в одной комнате, в которой, не очень торопясь, работают четыре женщины, прихлебывая чай (у них официально нет перерыва на обед, но с 12.00 до 14.00 они уходят по одной, нисколько не смущаясь).
Первый раз со мной не захотели общаться без пресловутой выписки из лицевого счета. Я решила выяснить, при чем тут выписка ЖКУ, если у меня есть государственная гербовая бумага, удостоверяющая право на квартиру, в которой мне надо просто отрезать полметра ненужной трубы?
Еще несколько звонков, после чего я выясняю, что ООО "Нижегородэнергогазрасчет" формально не имеет к АО "Нижегородоблгаз" никакого отношения! Первые собирают плату за газ, который поставляют вторые, и по стечению обстоятельств тоже являются монополистом в Нижнем Новгороде! В головной конторе этой расчетной фирмы уже есть многоканальный телефон, по которому ни в чем не повинная девушка в сотый раз объяснит вам, что справки выдаются там-то и там-то, но денег на оборудование дополнительных пунктов расчета у фирмы нет. И денег на то, чтобы обучить своих работников элементарной вежливости и аккуратности, тоже.
Мэр Нижнего Новгорода предлагает нам искать других подрядчиков, если не устраивают существующие. Я могла бы за полчаса в очереди расчетного центра этого ООО собрать сотню подписей за его ликвидацию. Но есть подозрение, что это не поможет. Потому что оно, это ООО, все от того же "Нижегородоблгаза" откатилось и, следовательно, его же связями сильно.

Сто рублей за сантиметр

Как была добыта выписка из лицевого счета ЖКУ, отдельная песня, которую мы еще споем, но в другой раз. Когда я положила этот листок перед носом девицы из расчетного центра, она спокойно спросила: "А зачем вы это мне принесли?" Голосом убийцы-маньяка я попросила ее не задавать вопросов, а сделать так, чтобы я не пришла в третий раз. Девица поняла, надула губки и... выписала мне счет на текущий месяц за квартиру, которая пустовала даже официально! Причем сразу на троих ее владельцев. Почему я должна платить горгазу сразу в двух местах - в старой квартире и новой, я решила выяснить позже, но отметила про себя, что в этой конторе курочки умеют клевать по любому зернышку, и клев такой, что чертям тошно.
Наконец я добралась до отдела единого заказчика. Там голос и выражение лица маньяка мне тоже пригодились - у окошечка в пустом коридоре пришлось ждать всего полчаса, пока дамы за стеклом щебетали о радостях своего уик-энда.
Мне выписали счет на посещение мастера. Его пятиминутный визит обошелся в 500 рублей( я платила по двойному тарифу).
Мастер едва не потерялся на просторах города, но - слава сотовой связи - мы нашлись, и я получила к концу недели так называемый чертеж - от руки нарисованную схемку, похожую на чертеж второклассника.
Мне ровно на пять минут дали подержать в руках и схему, и счет за услуги. Торопливо проглядев счет, я узнала, что схема обошлась в тысячу рублей.
Отрезка трубы - в остальные 4,5 тысячи. В итоге за счастье избавиться от полуметра трубы я заплатила 6 тысяч рублей! И мне опять предложили подождать неделю. На руки я получила лишь кассовый чек, остальные "документы" у меня отобрали, торопливо и ревниво.
Через неделю, трезвоня по тому же десятку телефонов, я дождалась бригаду бравых молодцев из службы врезок. Раньше, объяснили мне, нельзя, потому что надо повесить объявления для других жильцов о том, что газ будет отключен.
Никаких объявлений не было.
Бригада вломилась, спросила: "Колонка нужна?" - и тут же вынесла колонку из квартиры.
Мой ошалевший муж не успел даже заикнуться, что хотел бы ее продать, а бригада уже выясняла, где резать и варить.
Объяснялись на пальцах, схема за тысячу рублей даже не понадобилась - мы поняли друг друга с двух слов. Через полчаса кусок трубы торжественно был вынесен из квартиры. Бригада предложила обращаться в следующий раз неофициально - будет быстрее и дешевле в пять раз. Мы согласились - впереди еще установка газового счетчика, которая официально тоже стоит пять с лишним тысяч рублей и два месяца ожидания.
А теперь вернемся к планам вице-премьера Медведева.
Нижегородская область, по его словам, находится в середнячках по скорости газификации среди российских регионов.
Не в последнюю очередь потому, что губернатор Валерий Шанцев твердо обещал жителям области, поклонившимся в ножки с просьбой продолжить строительство газопроводов, что газ будет. До домов и подъездов газ дотянут, а дальше что? Установка газовой плиты, колонки, котла, счетчика стоит в два-пять раз дороже самих приборов, и альтернативы нет! Через два-три года, сообщают нам, государство будет стимулировать переход на газовые счетчики повсеместно.
А "Нижегородоблгаз", сдается мне, сделает все, чтобы, во-первых, такого перехода не случилось, потому что сегодня мы платим по завышенным нормам потребления, и во-вторых, чтобы переход стоил нам как можно дороже.
Мы будем платить за каждый сантиметр трубы не сто, а, например, триста рублей, потому что "Нижегородоблгаз" - монопольный обладатель лицензии.
И просто так он свою монополию не отдаст. А те, кто хочет просто отрезать кусок трубы, пойдут к сантехнику. И я могу взлететь вместе с соседями только потому, что они будут не так щепетильны.

Послесловие.

Чеки на оплату услуг я храню на случай, если кто-то попытается привлечь меня к ответственности за клевету.
Елена СТАРИЧЕНКОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате