Гипсовая лихорадка

Гипсовая лихорадка

Не зря в народе с иронией говорят: "Общественное мнение - это мнение тех, кого не спрашивают".
Примерно так происходит сегодня в Павловском районе, который уже почти год сотрясается от "гипсовой" лихорадки.
Альтернативный вариант Новость о строительстве карьера на Южном участке Гомзовского месторождения гипса и ангидрита в непосредственной близости от деревни Гомзово буквально всколыхнула волну даже не протеста - настоящего народного гнева. ("НН" тоже об этом рассказывали.) Жителям деревни предстояло на ближайшие 20 лет перейти на осадное положение: при рыхлении полезного ископаемого намечалось применять взрывы.
И если бы не письмо из Москвы, из Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора), которое пришло в июне в ответ на обращение жителей Гомзово к президенту, социальную напряженность в районе сбить вряд ли бы удалось. В письме сообщалось: "...Учитывая отрицательное общественное мнение, в заключении департамента градостроительного развития территории Нижегородской области, касающегося выбора земельного участка, указано на целесообразность рассмотрения альтернативного варианта освоения месторождения гипса в Павловском районе".
"Альтернативным вариантом" оказалось месторождение гипса и ангидрита, которое геологи в свое время назвали Павловским, потому что оно расположено на южной окраине города Павлово.
Под оборонку опять "копают" Посягательства на павловское месторождение гипса и ангидрита были еще примерно 35 лет назад.
Вопрос его отработки при вмешательстве Министерства авиационной промышленности был отклонен правительством СССР. Доводы против развития горных работ недалеко от двух оборонных предприятий были признаны весьма обоснованными.
В России они единственные, где разрабатывают, изготавливают, ремонтируют и обслуживают электрогидроагрегаты систем управления самолетами, вертолетами, ракетами и космическими кораблями. Желание разместить под боком у предприятий, занимающихся высокими технологиями, отнюдь не безопасное производство вызывает неприкрытое недоумение: во всех странах подобные технологии стараются разместить подальше от вредных производств, а мы, что называется, копаем под свое будущее.
Сейчас ОАО "ПМЗ "Восход" разрабатывает систему управления пассажирским самолетом, который создается совместно предприятиями России, США и Западной Европы.
Намечен его серийный выпуск. Не трудно представить реакцию заказчиков, поставленных в известность, что самые ответственные агрегаты систем управления изготавливаются в районе с повышенной загрязнённостью. Они откажутся от услуг павловских заводов и передадут заказ фирмам США. И тогда никакие инвестиции в разработку гипсового месторождения не покроют потерь самих предприятий и бюджетов всех уровней, не говоря уже о том, что сокращение производственной программы неизбежно вызовет массовые увольнения рабочих на заводах "Восход" и "Гидроагрегат".
Железобетонная позиция по гипсовому вопросу Над вопросом выгоды горных работ за павловчан подумали другие.
Заместитель председателя комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области Александр Барашков на совещании с депутатами земского собрания Павловского района сказал следующее: "С приходом нового губернатора усилилась работа по привлечению инвесторов. Губернатор ставит задачу, в том числе и перед нами, по увеличению поступлений в областной бюджет. В моем ведении находится налог на добычу полезных ископаемых. У нас нет золота, алмазов, есть общераспространенные полезные ископаемые: щебень, глина, гипс. Сегодня идет строительный бум. Я заинтересован, чтобы такое образцовое предприятие, как Пешеланский гипсовый комбинат, был не один, а два - пять в нашей области".
Когда же недоверчивые павловчане, в лице председателя городской думы врача-хирурга Александра Маслагина, поинтересовались, не окажут ли горные работы вредного влияния на экологию, его ответ прозвучал жестче: "Предвидя ваш настрой, скажу откровенно, глядя в глаза, в случае вашего отказа мы будем продавливать такое решение: вам шахты и не зачехленные брезентом самосвалы, а завод - в другой район". Вот ведь как можно еще понять генеральную установку привлекать инвестиции: любой ценой, попирая общественное мнение.
Вряд ли именно так ставил задачу своим подчиненным губернатор области.
Куда правдоподобней выглядит утверждение на этот счет представителя инвестора, скрывающегося за вывеской ООО "Павловский гипсоангидритовый комбинат".
Инвестиции не ради инвестиций Он рассказал о своей беседе с главой области: "Когда мы обсуждали с Валерием Павлиновичем некоторые проблемы, он сказал, что бизнес должен быть выгодным, доходным, но главное - он должен быть для людей, потому что он вокруг людей, рядом с людьми, затрагивает их интересы".
Честный, хотя и с наивным сравнением ответ представителя инвестора на вопросы депутатов Павловского земского собрания оптимизма павловчанам тем не менее не добавляет: "Сказать, что мы предлагаем вам что-то большое, чистое и светлое - это будет неправда.
Неправда, потому что при любой технологии, какой бы она совершенной ни была, есть и будут нарушения экологии. Но если мы за экологию в чистом виде, тогда давайте выбросим в окно телевизоры, компьютеры, сотовые телефоны.
Это тоже вредно для здоровья".
Привлекать инвесторов на недра - способ не сложный. Может быть, чуть труднее, чем торговать древесиной на корню или принимать на захоронение вредные отходы. Всегда найдутся желающие вести добычу полезных ископаемых в центральных районах, где развиты транспортные магистрали, железные дороги.
Это намного удобнее и выгоднее, нежели, например, в глубине Сибири, где запасов гипса значительно больше, но они менее рентабельны.
Ближе к делу горному Что принесет местным жителям разработка павловского месторождения гипса и ангидрита? Сегодня предугадать все плюсы и минусы невозможно, так как инвестор не предложил на рассмотрение депутатам земского собрания плана развития горных работ.
В будущем над выработанным шахтным полем обозначатся ослабленные участки в надлежащих над залежью полезного ископаемого пластичных осадочных горных породах, представленных песком и глиной.
Создание дополнительных пустот на небольшой глубине в 50 метров в районе усиленного развития карстовых и оползневых явлений спровоцирует дополнительные провалы поверхности.
В границу горного отвода попадают гаражный массив, садоводческое товарищество, оживленная автотрасса к пригородным садам и населенным пунктам сельской Варежской администрации.
Даже на глубинах 200 - 300 метров удержание кровли столбчатыми целиками, оставленными в горном массиве, не гарантирует надежной защиты от прогибов и обвалов. Во всем мире сегодня подземная выемка полезного ископаемого все чаще сопровождается закладкой выработанного пространства. Так надежнее.
Возле Павлова подобный вид отработки не предполагается.
Не предполагается и строительство узкоколейной железной дороги для транспортировки горной массы.
Перевозка - только в самосвалах.
При суточной производительности шахты в 2000 тонн потребуется порядка 100 рейсов гигантских грузовиков.
Где будут курсировать эти монстры с угарными выхлопами и налипшей на колесах гипсовой грязью, которая высохнет и превратится в пыль, если вокруг Павлова повсюду жилой сектор и сельские населенные пункты?
Врезка шахтного ствола намечена хоть и на окраине, но в черте города, в 100 метрах от довольно крутого склона холма, на котором расположены сады, далее выше - дендропарк и городское кладбище. У подножия этого склона - невысыхающее болото. О том, во что может вылиться нарушение естественного водного баланса в склонах, в намерениях инвестора есть осторожная ссылка: "...перед освоением промплощадки рудника будут выполнены комплексные инженерно-геологические и инженерно-геодезические исследования с последующей, в случае необходимости, разработкой проекта инженерной защиты склонов и сооружений от опасных геологических процессов (изменение базиса эрозии, изменение влажности, разрыхление и разуплотнение, оползень)".
Что тут можно подумать: не бойтесь, горожане, мы сами боимся?
Доходы в тумане По протоколу намерений эксклюзивное право продажи продукции гипсоангидритового комбината берет на себя Чешская Республика.
Заботясь "о бизнесе для людей", инвестор планирует использовать в работе водоснабжение из городских сетей ЖКХ, электроэнергию от городской ЛЭП, для очистки вредных стоков производства городской очистной коллектор - все то, с чем в Павлове большая проблема.
Со временем подземные работы будут приближаться к городу в приречной части, а вместе с ними и шум буровых установок, сверлящих или долбящих вентиляционные скважины, рев мощных вентиляторов. Перечисление возможных последствий можно продолжать очень долго. И все это за несколько миллионов рублей в год, которые ожидаются в районный бюджет. Основные доходы идут от налога на прибыль, которая может обозначиться только после покрытия инвестиционных расходов.
Чем больше инвестиции, тем дальше отодвигается время окупаемости.
Как сложится рынок реализации?
Может оказаться, что продукция окажется малорентабельной, тогда поступлений в бюджет от прибыли вовсе не дождаться.
"Я - павловчанин, я люблю свой город, он для меня всегда красив и молод..." - это строчки из стихотворения Николая Смагина, коренного павловчанина. У каждого человека, будь то простой гражданин или высокопоставленный чиновник, есть свой город, который ему дороже всех остальных.
Для одних это Павлово, для других - Нижний, Самара, Москва...
Но все мы - россияне, поэтому верится, что сможем понять друг друга: город и горные работы не совместимы.
Елена ГОРГОЦ.

Следите за нашими новостями в удобном формате