И последние станут первыми

И последние станут первыми

На разукрашенный всеми цветами радуги автомобиль с аккуратно выведенными на дверцах цифрами "74" жалко было смотреть.
От левого крыла осталось одно воспоминание, дверца была вогнута внутрь, а левое переднее колесо держалось буквально на честном слове.
Пилот гоночной "Волги" трехкратный чемпион СССР и 25-кратный - России Николай Демидов стоял поодаль с бесстрастным лицом, но бесстрастие это было, если можно так выразиться, "страстнее страсти". Ведь всю гонку шел он в лидерах, и вот, когда до финиша оставалось всего ничего, нелепое столкновение...
Впрочем, нелепое ли?
Главный судья соревнований, москвич Игорь Овсянников, видимо, в сомнениях... Быть может, не все еще потеряно?

Двенадцатые шоссейно-кольцевые

Покуда судьи совещаются, зрители метут со стойки импровизированного буфета последние пирожки, а девчата из автозаводской группы "Модуль" развлекают зрителей хитами прошлых лет, мы с вами вернемся немного назад, к старту традиционных гонок автомобилей "Волга".
Еще до торжественного открытия соревнований, вообще- то имеющих всероссийский статус, ясно было, что главный приз останется в Нижнем. Из-за поломки не вышел на старт самый грозный из иногородних гонщиков Виктор Тютин, тем самым сократив количество претендентов на главный приз до четырех человек.
Трое - Николай Демидов, Сергей Толстолуцкий и Александр Логинов - представляли команду ГАЗа; четвертый, Александр Демидов, защищал цвета "Лукойл-" Нижегородца". Были и еще гонщики, но скажем, забегая вперед, что в борьбе за призовые места они практически не участвовали.
Сами гонки состояли из двух 25-километровых заездов.
Победитель первого получал преимущество перед вторым, решающим.
Причем фаворитом в тот день считался Сергей Толстолуцкий.
...Когда участники проехали первые четыре или пять кругов, ясно стало, что борьба развернется между однофамильцами Демидовыми. Я не специалист, но даже мне с самого начала бросалась в глаза разница в манере езды лидеров.
Среди гонщиков нет трусов, не та это профессия. Но если стиль езды автозаводца отличался какой-то степенностью и выверенностью, то к стилю лукойловца не подобрать иного слова, как бесшабашность.
Видно было, что Александр Демидов для победы не пожалеет ни себя, ни других...

Кульминация

На втором этапе двойка лидеров обозначилась с самого начала. За два круга до финиша Демидовы шли, что называется, "ноздря в ноздрю", довольно заметно обогнав остальных участников.
Один круг до финиша... Последний вираж... Глухой удар, едва слышный сквозь рев моторов, взметнувшиеся в воздух покрышки, выложенные вдоль трассы... Автомобиль под номером 77 первым пересекает финишный створ, за ним 72-й 73-й, Толстолуцкий и Логинов.
И четвертым, прихрамывая, 74-й номер Николая Демидова.
С рассказа о его скорбном состоянии и начали мы эти заметки. Тогда-то и возникла пауза...
...Уже получили награды юные картингисты - надежда отечественного автоспорта, уже спустились с пьедестала победители состязаний по дрэг-рэссингу - гонкам на 200 метров на особым образом оборудованных автомобилях, уже успел взлететь пару раз на руках партнеров по команде и дать несколько автографов Александр Демидов, а вердикта судей все не было...
Почти час совещалось большое жюри. Вердикт его был достаточно неожиданный.
Всего час проходил триумфатором Александр Демидов - и решением судейской коллегии был снят с соревнований. А победителем была признана... его "жертва", Николай Демидов, прибывший на финиш, повторим, четвертым. Главный приз, автомобиль "Волга" остался у газовского спортсмена. Зрители, почти сплошь автозаводчане, взорвались овацией. Так непредсказуемо завершилась эта гонка...

Вместо заключения

Не так давно руководство ГАЗа с удивлением узнало из газет, что оно-де прекращает выпуск "Волг". С неменьшим удивлением, говорят, узнал об этом такой не самый последний на Руси человек, как Владимир Путин. Пришлось заверить его, что никто не собирается отправлять "Волгу" на пенсию; напротив, она будет модернизирована и станет лучше прежнего.
И едва ли не самое убедительное доказательство того, что "Волге" на покой еще рано, - ежегодные гонки в Нагулине.
Азартные, непредсказуемые...
веселые!

Игорь ГРАЧ.

Следите за нашими новостями в удобном формате