Новые технологии применяют нижегородские дорожники Первый образец продемонстрировало Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород на 183-м километре федеральной автодороги Р-158 Нижний Новгород - Саратов. Содержание этой трассы с 2002 года также находится на попечении дорожников М-7.
Что изменилось? По большому счету многое. Достаточно сказать, что за последние четыре года количество дорожно-транспортных происшествий на "саранском луче" сократилось на 75 процентов, а число погибших - на 60 процентов.
Монолит против паводка 183-й километр пользовался среди автомобилистов дурной славой. Лука дорожного полотна часто размывалась талыми водами. Практически каждый год здесь погибали люди. Здесь самый типичный пейзаж для Р-158. Крутые подъемы в обе стороны трассы соединены примерно трехсотметровой перемычкой насыпи.
Около десяти тысяч автомобилей в сутки проносится по этому участку.
- Теперь водопропускная труба здесь монолитная. По сравнению с другими подобными искусственными сооружениями на этой трассе прогресс явный. Конструкция принимает на себя нагрузку, равномерно распределяя ее на всю опорную площадь. Монолит, он и есть монолит, - объясняет эксперт дорожного хозяйства оперативно-производственного отдела Управления автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Александр Зубов. - Вот этот проволочный матрасик наполняется камнем, который потом обрастет грунтом. Водопропускная труба прямая, подобно натянутой нити. Выложенные камнем же три полутораметровых ступени будут "гасить" напор паводковых вод, спасая насыпь от размыва. Красота. Надежность.
Александр Николаевич, жизнь которого вот уже двадцать семь лет связана с автомобильными дорогами, предмет свой знает "плотно".
К тому же так называемые новые технологии часто представляют собой хорошо забытое старое. Аналог подобных конструкций применялся еще при Петре I, когда при строительстве Кронштадта плетеные ивовые корзины набивались камнями. Потом идею применения подобной технологии на участках горных дорог разработали европейцы - итальянские фирмы "Рено" и "Маккафери". А затем габионы и матрацы из проволоки двойного кручения стали применять вместо железобетонных конструкций и в России. В Нижегородской области - впервые. Впервые применили и технологию бестраншейного метода гильзования и микротоннелирования при земляных работах. Насыпь не вскрывали - сделали в ней горизонтальную шахту и заложили тоннель. Монолитный, как мы уже говорили. Да и стоимость работ оказалась невелика - 5,75 миллиона рублей. Более скромный объект со строительством водопропускной трубы на третьестепенной дороге в Тонкинском районе, которую строил один из героев нашей публикации Сергей Груздев, обошлась в сумму на порядок выше.
- Московская компания "Апсидо" сделала свою работу быстро и качественно. Объект принят, - констатировал главный инженер Леонид Крюков. - В следующем году, возможно, этот опыт будет применен и на других участках.
- Мало ли на трассе таких мест, которые нуждаются в особом внимании, - сетует начальник управления автомагистрали, главный федеральный инспектор Федерального дорожного агентства, депутат Законодательного Собрания Нижегородской области Игорь Донато. - И если в одних случаях достаточно просто строже спросить с организации, которая занимается содержанием дороги согласно заключенному контракту, то в других необходимо уже думать о поиске альтернативы таким подрядчикам.
Правила и практика Касается это и одного из участков Р-158. Один из дорожных знаков был установлен не по правилам. Подрядчику невыполнение условий контракта по содержанию дороги в этот осенний месяц может обойтись в сумму около десяти тысяч рублей. Зимой - больше.
- Мы должны использовать любую возможность для создания максимально безопасных условий для водителей автотранспорта, - убежден Игорь Донато.
Про статистику ДТП на саранской трассе мы уже говорили.
Теперь скажем о том, что послужило предпосылками для снижения аварийности.
Увеличение финансирования на содержание и ремонт?
Да, конечно. Разница между суммой в 21,33 миллиона рублей в 2002-м и 42,05 миллиона рублей почти двойная.
Только в 2006 году отремонтировано 22,7 километра дорожного покрытия. В следующем - 2007-м - запланировано увеличение объема финансирования на ремонт участков дорог протяженностью 30 километров. Эти участки расположены в Арзамасском, Шатковском и Лукояновском районах Нижегородской области.
- Были бы деньги. Куда потратить - мы найдем, - считают дорожники. - Главное, чтобы пришли они вовремя.
А это бывает не всегда. 15 ноября этого года должны были пойти машины по четырнадцатикилометровому участку обхода трассы М-7. Он должен был соединить шоссе Нижний Новгород - Касимов с шоссе Нижний Новгород - Саратов. Должен был соединить.
Но пока не соединил. По крайней мере, до следующего года.
Существующие технологии дают на работу дорожным строителям в России от силы два месяца. Среднесуточный температурный режим не может быть ниже 18 градусов по Цельсию. Если тендеры на производство дорожно- строительных работ проводятся в июле, то уже можно быть уверенным в том, что выделенные суммы не могут быть освоены. А дороги, так нужные людям, не могут быть построены по определению.
- С этим обязательно нужно разбираться, - согласен Донато.
Обязательно нужно. Как и с тем, что заложенных, например, в проекте четырех полос для движения по виадуку через дорогу Р-158 участка обхода трассы М-7 будет недостаточно.
Как и с тем, что отрезок Р-158 от Нижнего до Арзамаса нуждается в расширении.
Как и с тем, что ускорение строительства обхода от Московского шоссе до "казанки", значительно облегчит жизнь большому городу, задыхающемуся от выхлопных газов стоящих в пробках двигателей автомобилей. Проблем с дорогами пока еще настолько много, что даже знающие дело водители не могут сообразить, где можно не только "матрац", "соломки подстелить".
Уже несколько месяцев реконструируется мост через Кудьму в Кстовском районе.
Дорога тесная. Пробка гарантирована.
- Если бы знал - "ушел" бы севернее, через Йошкар-Олу, - сказал нам возвращавшийся из Ярославля домой в Татарию "камазист" Вагит.
Сколько может стоить дорожный указатель с информацией о ремонте мостового перехода?
По словам специалистов, от силы тысячу рублей с небольшим. Сколько стоит спокойствие идущих по трассе тысяч автомобилей?
- Человеческие жизни. И может быть, очень многие, - отвечает Донато.
Николай КОЖИН.
ПО ПОВОДУ
Александр САЙГИН, глава администрации Лукояновского района:
- От имени всех жителей нашего района хотел бы сказать большое спасибо специалистам управления дороги Москва - Нижний Новгород за то внимание, которое они уделяют нашей трассе. Она, конечно, далеко не "столичная", но для нас во многом имеет определяющее значение. Чем лучше она становится, тем больше грузов доходит до адресата, а пассажиров - до места назначения.
Александр ЗУБОВ, эксперт дорожного хозяйства оперативнопроизводственного отдела ГУ "Управление автомагистрали Москва - Нижний Новгород":
- В этом году мы практически все строительные работы на трассе Р-158 сделали. В следующем планируем поработать над проблемным участком с 95-го по 125-й километр.
Покрытие моста через Тешу у деревни Кожино видели - полное безобразие.
Потом участок около Шатков. Небольшой.
Но делать обязательно надо. Окончательно определимся позднее.
Александр МАМОНОВ, начальник отдела УГИБДД Нижегородской области:
- Конечно, интенсивность движения на автомагистралях области растет с каждым годом. О проблемах с мостом через Волгу знают все. Около пятидесяти тысяч единиц автотранспорта проходит по московской трассе, немногим менее - по казанской. Третья по интенсивности движения - арзамасская трасса.
Здесь по существующим нормам давно уже предписано построить четырехполосную дорогу на всем протяжении от Нижнего Новгорода до Арзамаса.
Да вся область нуждается в новом дорожном строительстве