Столиц много, а родина одна

Столиц много, а родина одна

В современном медийном пространстве один из старейших и крупнейших народных промыслов России — хохлома — часто становится «героем» информационных сюжетов: то под хохлому распишут самолеты авиакомпании BritishAirways, то общественные туалеты в Москве. В подобную концепцию подачи новостей явно не вписывается разговор о проблемах сохранения наследия промысла на его родине.

Триколор от иконописи

Туда была организована очередная экспедиция нижегородского фонда деятелей культуры «Дать понять». Зародился промысел на территории современного Ковернинского района в связи с заселением этих земель старообрядцами. Они знали секрет «золочения» икон при помощи серебряного металла и льняного масла — олифы. Именно иконописное дело подсказало и технологию хохломской окраски, имитирующей золочение, и особенности колорита: красный, золотой и черный — этот «триколор» пришел из иконописи. Красный — цвет власти; золотой — цвет поиска, благополучия, божественного горения; черный — цвет занавеси перед вечной жизнью, духовного очищения.

Хохломская роспись получила свое название от села Хохлома, что в Ковернинском районе.

— Село стоит на высоком берегу реки Хохломки (ударение на первый слог — уезд был Хохломский, а не «Хохломской»), — рассказывает директор ковернинского музейно-выставочного центра «Отчина», народный художник России Николай Гущин. — Там был базар, куда на продажу свозили «белье» — некрашеную посуду, полуфабрикат. В самой Хохломе росписью не занимались, там ею только торговали. Цехами и мастерскими славились другие населенные пункты: Семино, Хрящи, Новопокровское… Уже в советское время отдельные артели были объединены под эгидой семинской фабрики «Хохломский художник» — теперь это ОАО «Хохломский художник». Фабрику называют ковернинской, но находится она по-прежнему в Семине — в 25 километрах от райцентра.

Без статуса и дома

В 1960-е на предприятии был создан музей, в его фондах хранится более двух тысяч уникальных предметов. Однако у этого музея нет правового статуса. Директор фабрики, которому принадлежит контрольный пакет акций, уже планировал распродать ценнейшие фонды. В защиту музея выступил Николай Гущин. Сейчас музей фабрики «Хохломский художник» считается филиалом ковернинского музейно-выставочного центра «Отчина», но для того, чтобы этот статус официально закрепить, нужно приложить немало усилий.

Самому же центру «Отчина», ведущему невероятно активную деятельность (в этом году при поддержке центра были организованы выставки и мастер-классы в Павлове, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и даже Индонезии), приходится решать проблему с помещением. Ведь центр занимает уникальное здание — бывший жилой дом купца Сеземова. Сейчас это собственность Сбербанка России, который давно обещает его передать в безвозмездное пользование музею, но пока сдает ему же в аренду…

Галина ФИЛИМОНОВА.

Сюжет: История

В сюжете

Следите за нашими новостями в удобном формате