Как «Дети» Малого…

Как «Дети» Малого…

Сменить адресата?

Полноценное продуманное оформление, чувство меры и такта в обращении с классикой, отсутствие дешевых заигрываний с публикой и натужных приемов, естественная и умная актерская игра — на все, чем славен консервативный Малый, всегда стоит посмотреть. Хотя бы чтоб убедиться, что нормальное, здоровое, без эксцессов театральное искусство еще существует.

Но вот конкретно эта пьеса Горького, сказать честно, за живое задевала слабо. Прекраснодушные интеллигенты, оторванные от реальности и не умеющие найти общий язык с народом, выглядели слегка музейно. Подумалось, что предостережения Лизы о нарастающей ненависти, которая неминуемо настигнет «детей солнца», сегодня должны адресоваться совсем другим персонажам — вовсе не ученым, врачам или художникам…
Перед спектаклем гости поделились своим видением творчества Горького и современного театра.

Вместе заодно

Василий БОЧКАРЕВ, народный артист России, исполнитель роли Протасова:

— Я много играл Горького. «Васса Железнова», поставленная Анатолием Васильевым в 1978 году, — важная веха в моей жизни. Потом были «Фома Гордеев», «Дети солнца» и «Последние», которых я сейчас ставлю со студентами. О чем Горький говорит? Обратите внимание на серьезность проблем, которые нас окружают! Не размывайте эту действительность. Остановитесь и присмотритесь к ней. Слушайте свое сердце — и вы найдете себя, станете самостоятельно мыслящим человеком.

Евгения ГЛУШЕНКО, народная артистка России, исполнительница роли Мелании:

— Мы любим этот спектакль, хотя нечасто играем. Та команда, общность, которая возникла у нас в «Детях солнца», это очень важно в театре. Это самое главное, когда тебя понимают, когда все заодно.

Без болванов и толстосумов

Вера МАКСИМОВА, помощник художественного руководителя театра:

— Сегодня страшнейшее расслоение публики. Вернее, даже не расслоение, а ее порча! Даже когда сидишь в очень хороших театрах, идет такая грубая реакция — смех и аплодисменты некстати. Бывает, слышу шепот соседей: «Он сейчас убьет или позже?» А на этом спектакле у нас особый зритель, его посмотрела вся интеллигентная Москва. Да в Малый и вообще не ходят толстосумы — для них в столице есть другие заведения.

Адольф ШАПИРО, режиссер:

— Горький занимается вопросами не быта, а бытия. Ведь жизнь с ее переменами заставляет забывать первоначальные основы, элементарные заповеди. Средства оболванивания меняются, но суть-то остается. Мы вот сейчас ехали к вам и возмущались тем, что убили человека и труп выставляют напоказ всему миру. Это дикое средневековье, поддерживаемое всей планетой! Или взять идиотские шлягеры и конкурсы европесни, под которые даются миллионы… Все это направлено на то, чтобы мы забыли основы, забыли главное. И кто, как не классики, нам о них напомнят.

Ольга ГОРНОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате