Первые в этом году государственные закупочные зерновые интервенции завершились с нулевым результатом.
В ходе торговых сессий не было заключено ни одной сделки. Почему это произошло, разъясняет Михаил ГРИБКОВ, кандидат экономических наук, управляющий инновационным агентством Приволжского федерального округа, вице-президент Нижегородского зернового союза: - Установленная государством максимальная цена на пшеницу 3-го класса - 3300 рублей за тонну - не устроила сельхозпроизводителей, не оказалась привлекательной для продавцов зерна. Торги не состоялись, и не было ни одной заявки на продажу.
- Михаил Владимирович, низкая цена на зерно - главная причина, но что еще мешает сельхозпроизводителям активно включиться в процесс государственной интервенции.
- Механизм закупок забюрократизирован и формализован до такой степени, что простому хозяйству или фермеру трудно добраться со своим зерном до реальных торгов.
Кроме того, оплату за проданный товар приходится ждать несколько месяцев.
Без сомнения, нужно принимать меры и упрощать механизм закупок, вводить их в некий автоматический режим, при котором начало закупок определялось бы не чиновником, а колебаниями рыночных цен выше или ниже определенных значений.
- Вы полагаете, это реально сделать - отстранить чиновника от государственных торгов?
- По-настоящему - только с принятием федерального закона о развитии сельского хозяйства.
Его составной частью должен стать узаконенный режим введения госзакупок или продаж зерна. Впрочем, для эффективного развития агропромышленного комплекса вообще не создана законодательная база. Не принят Федеральный закон "О ценообразовании и государственном регулировании цен на сельскохозяйственную продукцию", нет закона о государственном регулировании цен на топливо и энергоресурсы, о защите конкуренции.
У нас даже нет государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования агропродовольственных рынков на ближайшие годы. А это первоочередные задачи, они требуют немедленного решения.
- Какие меры нужно принять, чтобы государственные торги по закупке сельскохозяйственной продукции стали привлекательными для сельхозпроизводителя?
- Считаю, нужно предоставить преимущественное право на поставки для государственных нужд сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия отечественному производителю. Обязательно привлекать отраслевые союзы к работе по оптимизации тарифов на услуги, оказываемые государственными учреждениями и организациями при обороте зерна, хозяйствующими субъектами-монополистами.
При установлении цен проведения закупочных интервенций учитывать, что они не должны вести к ограничению экспорта зерна, а цены товарных интервенций не должны стимулировать