Что заставляет в наше время некоторых сограждан браться за оружие и идти грабить зажиточного соседа или работодателя? На что им надеяться? На джентльменскую удачу — сорвать куш и остаться безнаказанными? Да, иногда бывает, что новоявленных Робин Гудов и не находят (некоторых из них, как уже писали «НН», приходится искать не один год). Но эта история как раз о том, как правосудие хоть и через несколько лет, но настигло ударившегося в бега разбойника, несмотря на все его хитроумные расчеты и старания подельников.
«Бешеные псы»
Пять лет назад в последних числах ноября в квартире на улице Гороховецкой в Нижнем Новгороде четверо мужчин обдумывали план нападения на володарского бизнесмена. Один из них, предложивший остальным эту гениальную идею, жил с намеченной жертвой по соседству. А посему знал, что предприниматель был хозяином нескольких торговых точек и по вечерам на своей
Ворвавшись в бокс, Михаил оглушил хозяина битой и, продолжая его дубасить, требовал вожделенной налички. Бил так сильно, что даже орудие побоев не выдержало нагрузки. (Позже врачи засвидетельствовали у потерпевшего сотрясение головного мозга.) Увы, при себе у бизнесмена оказалось всего 6 тысяч рублей. Кроме денег, налетчики сняли с избитого мужчины цепочки и кольца, привязали его шнуром к стулу и, заклеив скотчем рот, исчезли.
С обрезом наперевес
Успех подвигнул Михаила на новые подвиги. К тому же в тесном кругу его знакомых появилась информация о «верном деле». Один из его приятелей работал на трассе Нижний Новгород — Москва в мастерской, обслуживающей большегрузы. Он утверждал, что в его конторе выручка за выходные дни хранится прямо в помещении шинного центра в сейфе. При этом видеонаблюдение там отсутствует, а в ночную смену нет даже охранников.
Таким образом, не прошло и недели с налета на гараж, как трое его участников мозговали над следующей операцией. Наводчика решили на дело с собой не брать, а пригласили еще одного знакомого.
Поскольку в ночную смену в мастерской трудилось не менее трех работников, задача перед «джентльменами» на этот раз стала намного труднее, и они решили вооружиться всерьез. Михаил принес два пневматических пистолета, также в распоряжении злоумышленников был обрез охотничьего ружья.
В пять утра двери шиномонтажки вдруг распахнулись, и в помещение вбежали трое вооруженных людей в
На этот раз улов обрадовал Михаила и его друзей: из сейфа они выудили 320 тысяч рублей. Наводчику отстегнули десять тысяч, оставшееся поделили между собой поровну.
Федот, да не тот?
Дальше начинается самое интересное. Всех участников этих двух налетов правоохранители вычислили. Однако Михаил ударился в бега и был объявлен в розыск. Остальные написали явку с повинной. Именно на основе их показаний и слов потерпевших и свидетелей была восстановлена картина преступлений. Друзья рассказали все и за отсутствующего Михаила. Вскоре состоялись суды, и соучастники были признаны виновными в «разбойном нападении группы лиц по предварительному сговору» и получили свои сроки. Михаил же в тексте приговора значился как «лицо, находящееся в розыске».
Однако, когда почти через два года после описываемых преступлений Михаил нашелся и началось новое судебное следствие, бывшие подельники вдруг изменили свои показания. Все они теперь утверждали, что не знали своего подельника Михаила по фамилии, им известна была лишь его кличка Федот.
И, таким образом, давая показания про Михаила Окунева, они имели в виду того Федота, о месте жительства и местонахождении которого они ведать не ведали. А на Окунева указали, поскольку на них «давили следователи или
Им вторил и сам «найденыш». Михаил не сознался ни в одном из двух нападений. Утверждал, что приятели его оговорили по разным причинам. Один, дескать,
А
Естественно, факты давления и пыток не подтвердились. Суд посчитал, что все представленные доказательства в совокупности являются достаточными для вынесения по делу обвинительного приговора. Государственный обвинитель поддержал обвинение в полном объеме.
Володарский районный суд вынес Михаилу приговор — восемь с половиной лет колонии строгого режима.
Но все же по одному из предъявленных обвинений Михаил был оправдан за непричастностью. Ранее ему вменялись незаконное приобретение, хранение и перевозка огнестрельного оружия. Суд признал его невиновным. Поскольку обрез охотничьего ружья в компанию принес один из подельников Михаила, в свою очередь получив его у своего приятеля. За это еще в 2008 году ему был вынесен соответствующий приговор.
Что касается возврата похищенных денег, то суд оставил за потерпевшими право взыскать их с Михаила в порядке гражданского судопроизводства.
По словам прокурора кассационного отдела гособвинения прокуратуры Нижегородской области Валентины Богдановой, на днях областной суд оставил этот приговор без изменения.
Ольга МАКАРОВА.
Справка «НН»
По данным ГУ МВД России по Нижегородской области, в январе — августе 2011 года число разбойных нападений в регионе сократилось по сравнению с тем же периодом прошлого года с 373 до 320. Также уменьшилось число преступлений, совершенных с использованием огнестрельного и газового оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, с 32 до 22.