Рустам ИБРАГИМБЕКОВ:«Мы оказались во вредном слое излучения»

Рустам ИБРАГИМБЕКОВ:«Мы оказались во вредном слое излучения»

В ноябре в Нижнем пройдет первый Международный интернет-фестиваль любительского кино. На презентацию проекта пригласили легендарного киносценариста Рустама Ибрагимбекова. Встречу с нижегородцами известный деятель кино начал несколько неожиданно — с воспоминаний.

Справка «НН»

Рустам ИБРАГИМБЕКОВ — сценарист, драматург. Родился в Баку в 1939 году. Известность пришла к нему после того, как он в соавторстве с Валентином Ежовым написал сценарий к фильму «Белое солнце пустыни». Результатом творческого содружества с Никитой Михалковым стал целый ряд получивших международное признание работ: «Урга. Территория любви» («Золотой лев» на Венецианском кинофестивале), «Утомленные солнцем» («Оскар» за лучший иностранный фильм), «Сибирский цирюльник» и других. Председатель Союза кинематографистов Азербайджана, член Европейской киноассоциации «Феникс» и Американской академии киноискусства, член Союза писателей.

Три причины

— Я приехал сюда, по крайней мере, по трем поводам, — поведал он. — И главная причина — это моя любовь к Нижнему Новгороду, в котором я впервые побывал еще с Михалковым-Кончаловским и Валентином Ежовым лет 40 назад. В Безводном, где Кончаловский в свое время снимал «Асю Клячину», мы писали сценарий «Белого солнца пустыни». И это запомнилось мне на всю жизнь. Я вообще считаю, что Нижний — один из самых интересных городов России — старый такой, купеческий. Вторая причина моего приезда — это фестиваль кино, который пройдет у вас и который затеяла Ассоциация любительского кино. И есть еще третья — спектакль по моему сценарию, поставленный недавно в вашем театре. Все эти причины совпали, и потому я здесь.

— Раз речь зашла сначала о кино, скажите, пожалуйста, что вы думаете о современном кинематографе?

— Можно сказать с уверенностью, что сейчас мы достигли дна. Правда, одни утверждают, что мы уже начинаем от него отталкиваться, а другие — что еще нет. Но я думаю, что уже появилось новое поколение людей, которые прекрасно снимают. В частности, хочу обратить ваше внимание на фильм «Шапито-цирк», который снял молодой коллектив авторов с потрясающими новыми идеями и актерами. А с другой стороны, я понимаю, что разрушена связь между прокатом и производством. Но надо ждать. Кинематограф выживает.

— Почему, на ваш взгляд, сегодня нет таких хороших, душевных фильмов, как «Белое солнце пустыни»?

— Я отличаюсь способностью делать фильмы для широкого зрителя. И только авторское самовыражение и низкопробное кино мне равно чуждо. Я знаю великие традиции российского сценария. Сценарий должен быть доступный, интересный, увлекательный. Но, с другой стороны, надо делать кино для людей глубоких, умных. Почему «Белое солнце пустыни» стало популярным? Ведь герой картины сражался за революцию. Но это была история порядочного человека, который в сложных обстоятельствах смог сохранить в себе человека. А это уже вечная проблема.

— А как вам продолжение «Утомленных солнцем», к которому вы тоже писали сценарий?

— Картина меня очень огорчила, вторую часть я смотреть уже не стал. Ну что же, даже у больших мастеров бывают провалы.

Жертвы взрыва

— Как вы полагаете, что сейчас будет главным в человеческих отношениях?

— На наших глазах происходит одна из самых великих революций — Интернет. Огромное количество людей сейчас даже влюбляется по Сети. Правда, сам я далек от этого технического новшества и даже пишу еще по старинке, от руки. Но я вижу, как маленькие дети уже вовсю пользуются Интернетом. Как сказал один мой друг, можно и на Солнце сварить яйцо, но это не означает, что светило существует для этого. На самом деле люди еще не знают всех своих возможностей. Но во всем остальном люди мало меняются. Хотя, если бы человек быстро менялся, мы бы очень быстро исчезли как вид. На наших глазах взорвалась огромная структура под названием СССР. Мы даже не представляем себе, сколько вредных выбросов произошло при этом! Люди, жившие там, где был Чернобыль, возвращались туда, но они все же боялись излучения. А человек, не видящий излучения, не боится, потому что не знает, что это такое. Мы не замечаем того облучения, в поле которого оказались, понимаете? И очень многое из того, что с нами происходит, результат того чудовищного взрыва. Лучше было бы, если бы все это происходило более драматично и кровопролитно. А поскольку все это перешло в подсознательное и невидимое, то мы все оказались в страшно вредном слое облучения.

— А что вы думаете о будущем театра?

— Сейчас делается все, чтобы настроить людей на развлекательность. Но как я полагаю, все же останется потребность в чем-то серьезном — в книгах, в театре. Может быть, это будет как с кино: будет потребность и в блокбастерах, и в хорошем авторском кино. Может быть, и в театре будет что-то такое похожее. Во всяком случае, я уверен, что театров будет много, маленьких, которые поддерживаются меценатами.

Почтение к слову — с детства

— Что вы сейчас пишете?

— Я — многостаночник. Например, сейчас пишу роман, построенный на фактах обо мне. Пишу еще об Иване Грозном. Но я не трудоголик, жизнь для меня сама по себе не менее важна, чем художественное творчество. Поэтому я почти не дружу с писателями.

— А почему вы вдруг обратились к Грозному?

— Очень похожи времена. И тогда, и сейчас сила подменяет интеллект. Ведь легче всего закручивать гайки.

— А как вы стали писать? Ведь вы сначала закончили совсем не творческий вуз?

— Да, и в семье у нас никто не писал, хотя всегда было почтение к слову написанному. Меня увлек писательством мой старший брат, который еще в школе написал роман о пиратах. Я шел за ним, и это помогло мне создать свой первый рассказ.

— Дети к вам обращаются за творческой поддержкой?

— Нет, они самостоятельные люди. И даже отвергают некоторые мои попытки им помочь. Правда, любят, когда им помогают материально. (Смеется.)

Оксана ЗЕМСКАЯ.

Кстати

Первый Международный интернет-фестиваль любительского кино пройдет в Нижнем Новгороде с 25 по 27 ноября. За это время зрители увидят около 30 картин из Казахстана, Белоруссии, России и других стран. Картины будут показываться в 11 номинациях. Гран-при — «Золотую стрелу» — получит самый лучший фильм. Фестиваль пройдет в «Орленке» и «Рекорде». Вход на просмотры бесплатный.

Следите за нашими новостями в удобном формате