Мыслил кремлями и крепостями

Мыслил кремлями и крепостями

В нижегородском Доме архитектора работает выставка к столетию легендарного нижегородского зодчего Святослава Агафонова. За полвека до рождения создателя экранного «Властелина колец» Питера Джексона мальчик Светик рисовал башни, церквушки и крепостные стены, планы городов и укреплений, выстраивал рядами древнерусских воинов и клеил из бумаги домики «под старину».

Затем он вырос, выучился на архитектора, и, когда будущий создатель «Властелина колец» еще и не помышлял о великих сражениях, Святослав Агафонов вовсю занимался делом всей своей жизни — восстанавливал Нижегородский кремль. Так он и вошел в историю — человек, сохранивший прошлое для будущего.

В тридцатые годы прошлого века некоторые фрагменты нашего кремля планировалось снести. Общественность выступила с решительным протестом, и в итоге Агафонов стал ведущим архитектором вновь организованного специально для реставрации кремля Горьковского участка Республиканской научно-реставрационной мастерской.

Кроме того, он возглавлял работы по реставрации пушкинской усадьбы в Большом Болдине, Михайло-Архангельского собора в Нижнем Новгороде, Строгановских церквей в Гордеевке и на Рождественской улице… Многие памятники архитектуры обязаны ему своей второй жизнью.

Выясняется и множество интересных фактов. Например, что пятнадцатилетним подростком Святослав Агафонов участвовал во Всесоюзном конкурсе на проект Мавзолея Ленина в Москве на Красной площади, но его чертежи хоть и понравились, но «не прошли». Затем в 1937 году по подозрительно похожему проекту начали строить Дворец Советов.

И снова, вспоминая «Властелина колец» Джексона. После экскурсий по кремлю школьники перешептываются: «Это гораздо круче, чем Минас Тирит в Гондоре!»

Понятно, что память о людях живет в их творениях, и в этом смысле Святослав Леонидович воздвиг себе беспрецедентный памятник. Но отчего бы не быть музею? До сих пор стоит деревянный дом на улице Ашхабадской, где жил зодчий с семьей. Экспонаты, которые сейчас представлены в Доме архитектора, куда как лучше смотрелись бы в своей родной обстановке.

— Музей-квартира — это идеальный вариант, — говорит Ирина Святославовна, дочь архитектора. — Но нужно расселить дом, а это немалые затраты, да и на содержание музея потребуются средства. Открыть любой музей очень непросто, необходимы сильные партнеры и поддержка властей.

Мария ФЕДОТОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате