На днях постановлением правительства страны перечень технически сложных товаров, не обновлявшийся 14 лет, значительно расширен. Теперь в него вошла бытовая и другая техника, которую наши граждане очень часто покупают и которая прежде считалась простой. Раньше вернуть или заменить ее по закону о защите прав потребителей можно было в течение всего гарантийного срока. Теперь все усложняется.
Добавили даже самолеты
Итак, к старому перечню, в который входили холодильники, стиральные машины, автотранспортные средства, мототехника, снегоходы, яхты и катера, тракторы и компьютеры, теперь добавились телевизоры, цифровые фото- и видеокамеры, объективы, посудомоечные машины и прочая бытовая и электронная техника. Плюс к тому не так часто покупаемые простыми людьми «легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты «… «Сложной» техники теперь стало в два раза больше, что может иметь свои негативные последствия.
Справка «НН»
Существенным недостатком считается тот недостаток, который нельзя устранить или для устранения которого нужны несоразмерные расходы и затраты и который появляется вновь после устранения, а также который выявляется неоднократно.
Напомним, что по закону, в случае обнаружения в технически сложном товаре недостатков, потребовать возврата уплаченной за него суммы либо предъявить требование о его замене можно в течение 15 дней. Если дефект был выявлен позже, то вернуть или обменять товар можно лишь при наличии «существенного недостатка».
— Статистика показывает, что за десять месяцев этого года в Нижегородской области из всех жалоб, поступающих к нам на торговлю, почти половина приходится как раз на технически сложные товары, а именно 47,8 процента, — говорит начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Нина Цветкова. — Лидируют здесь мобильные телефоны, холодильники, стиральные машины и компьютеры.
Прежде всего проверка
Процентов 70 таких жалоб положительно решается в досудебном порядке. Но специалистам Роспотребнадзора приходится составлять и протоколы, когда продавцы неправомерно отказывают в возврате денег за некачественный товар или нарушают сроки удовлетворения требований потребителей. Как правило, качество техники проверяется в сервисных центрах. И если человеку отказали без проверки качества приобретения, а сразу отправили в ремонт, то это незаконно. Ибо такая проверка и должна дать ответ на вопрос, существенный дефект или нет, а также выявить причину его возникновения. Часто спор возникает, когда покупатель не согласен с результатом проверки качества. В таких случаях торговая организация должна провести экспертизу, утверждает Нина Цветкова.
Кстати
По закону срок удовлетворения требования возврата денег — 10 дней, обмена — 7 дней, а при проведении проверки качества — 20 дней.
— По закону потребитель на период гарантийного ремонта, а это до 45 дней, имеет право получить из подменного фонда товар, обладающий теми же потребительскими свойствами, — говорит специалист Роспотребнадзора. — Делать это чаще всего в магазинах не хотят. Разве что с сотовыми телефонами особых проблем нет. А вот компьютеры или стиральные машины обменивают редко. Проще выплатить неустойку. Некоторые даже не создают подменный фонд.
Эксперты не без оснований предполагают, что теперь доказательство существенности недостатка покупки будет сопряжено с еще большими трудностями. Возрастает нагрузка на сервисные центры, работники которых и должны определять характер изъяна товара и ремонтировать все, что попало в обновленный список технически сложных товаров — от телевизоров до кофеварок. Значительно возрастет нагрузка и на суды, которые как последняя инстанция в споре продавца и покупателя должны будут выявлять истину.
Постановление вступает в силу с сегодняшнего дня, аккурат в период начала подготовки к Новому году, когда традиционно начинаются массовые распродажи бытовой техники и электроники, а наши граждане, пользуясь этим, также массово приобретают подарки родным и близким. Не исключено, что еще до конца текущего года мы в полной мере ощутим на себе все «прелести» нововведения.
Ольга МАКАРОВА.