Многоликий образ Ахматовой Светлана Крючкова передала мастерски. Народная артистка России представила в Нижегородской филармонии программу «Путем всея земли…», посвященную
От Марины к Анне
Не так давно Светлана Крючкова провела для нижегородцев «цветаевский» вечер, покорив глубиной и точностью прочтения поэзии. На сей раз актриса призналась, что очень долго шла к тому, чтобы отважиться на Ахматову. «Нужно пережить сердечную боль, потери, измены, чтобы подойти близко к пониманию, что просто так эти строчки не даются», — сказала гостья.
В зале был настоящий аншлаг, ни одного свободного места. На сцене ширмы, стоящие полукругом, — они напоминали темные окна, за которыми, должно быть, шумит Нева… Лампа горела на столе, заставленном стопами тяжелых книг.
Светлана Николаевна выстроила бесконечно многоликий образ Ахматовой — кокетливой, ироничной, любящей, непокорной, пережившей многое и многих. Женщины, которая сама любила и умела любить. Человека, увидевшего целую эпоху, выстрадавшего ее. Анна Ахматова будто сама выбрала, напророчила свою судьбу, полную тяжких испытаний, — уже ранние ее стихи оттенены печальным предчувствием будущего.
Слова как выстрелы
Светлана Николаевна рассказывала о ней, словно о близкой подруге, вспоминая и грустное, и забавное. Например, о том, что муж Ахматовой был очень ревнив: уходя из дома, он запирал ворота. И Анна Андреевна — «самая худая женщина Петербурга», проскользнув под этими воротами, убегала к друзьям…
Невозможно было не сказать о годах, когда имя Анны Ахматовой оказалось под запретом. Обида, отчаянье
Финалом программы стал «Реквием». В глазах актрисы блестели слезы, голос ее срывался, когда она читала страшные ахматовские строки. И их чувствовал каждый, сидящий в зале с замирающим, сжимающимся сердцем.
Плач матери, разлученной с сыном. Холодный ветер, пронизывающий насквозь. И Ахматовское завещание поставить ей памятник там, «где я стояла 300 часов и где для меня не открыли засов»…
Татьяна ТИТОВА.