Художник огромного масштаба

Художник огромного масштаба

До 16 июня в НГХМ|Русское искусство (кремль, корпус 3) работает выставка «Картины для всеобщего обозрения» Франца Рубо из собрания музея-панорамы «Бородинская битва». 

Будущий художник-баталист и изобретатель трехмерной панорамной картины родился в Одессе в 1856 году в семье французского книготорговца. Одаренный мальчик блестяще учился в Одесской школе рисования, а затем и в мюнхенской Королевской Академии художеств. Он владел самыми разнообразными материалами и техниками рисования, оставил большое творческое наследие. Но главными его работами стали панорамы – огромные, гигантские картины площадью в сотни квадратных метров, воспевающие победоносную, героическую мощь русского оружия. 

Кстати, первая его панорама – «Штурм аула Ахульго» – была впервые показана в России на художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году в специально построенном для нее павильоне. Эскиз к этой панораме представлен в НГХМ. 

Одна из самых известных работ Рубо – панорама Бородинского сражения размером 15х115 метров. Тут нет ошибки: сто и пятнадцать метров в длину! И четыре с лишним этажа в высоту.

С выбором сюжета получилось интересно. Когда в 1909 году началась подготовка к празднованию столетия Бородинской битвы, художник предложил написать панораму в честь подвига русского войска. Однако в те годы Россия вступила в союз с Францией, и поэтому комиссия по проведению торжеств предложила другой сюжет: падение Семеновских флешей и массированные атаки наполеоновской кавалерии. Тут художник не удержался от замечания: «Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов».

Вообще, несмотря на то, что Рубо был чистокровным франком, о себе он оставил следующие строки: «Я родился и жил более 22 лет в России, где получил свое образование, я всегда пишу картины из русского быта и русской боевой жизни. По всем этим признакам меня следует считать русским художником».

Всего в экспозиции около 70 предметов: живопись, графика, документы, макеты… уникальные сохранившиеся фрагменты панорам «Штурм 

6 июня 1855 года» и Бородинской панорамы из коллекции Музея-панорамы «Бородинская битва». Увы! – именно фрагменты. Дело в том, что многие работы Рубо хранились крайне небрежно, и Бородинская панорама, прежде чем вновь удостоиться медных труб, прошла и воду, и огонь, и даже сам Игорь Грабарь не смог спасти шедевр.

Посещение выставки доступно по «Пушкинской карте». 6+.

Мария Федотова. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате