«Аноним». США, 2011. Режиссер Роланд Эммерих. В ролях: Ванесса Редгрейв, Рис Иванс, Себастьян Арместо, Йоахим Пауль Ассбек, Джулиан Блич.
Обошлось без катаклизмов
Хотя в новом фильме известного мастера пугать публику не наблюдается ни
Собственно, для филологов «шекспировский вопрос» давно не нов, и версий авторства озвучено, доказано и опровергнуто немало. Но, начав смотреть картину, стоит забыть все, что вы
За кулисами истории
Для «Анонима» Эммерих выбрал распространенную на Западе версию: создателем великих трагедий, комедий и сонетов, которые мир привык считать шекспировскими, на самом деле был Эдвард де Вер, граф Оксфорд. Шекспиром же звался безграмотный и беззаботный актеришка, которому подфартило оказаться в нужное время в нужном месте и прикрыть своим именем представителя древнего аристократического рода, не желавшего афишировать литературное творчество по причинам личным и политическим.
Самозванец мелькает на экране нечасто и ничего, кроме презрения, не вызывает. Тогда как истинный автор предстает фигурой трагической
Представление от Эммериха получилось душещипательным и захватывающим: с кипением страстей, черной завистью и предательством, борьбой за трон и даже кровосмешением. Но относиться к этой игре всерьез можно лишь в той же степени, что и к дате апокалипсиса из его же блокбастера.
При этом в фильме есть пища для размышления о вполне серьезных вещах: об одиночестве гения; о власти номинальной и подлинной — над умами и сердцами людей; о невозможности приложить Божий дар к земным сиюминутным целям. Особенно пронзительна мысль, что в закулисье мировой истории, вероятно, без вести пропали тысячи гениальных анонимов и правды о них мы не узнаем никогда. Но если посмотреть на это с высоты веков, то становится ясно: главное, чтобы слова, необходимые миру, заставляющие его плакать и смеяться, думать и дышать свободней, были написаны. А как зовут того, кто водит при этом пером, по большому счету совсем неважно.